Педагог – ключевая фигура реформирования образования. И сегодня его главным профессиональным качеством, которое необходимо постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. При этом отраслевые специалисты пришли к выводу, что действовавшие ранее квалификационные характеристики и должностные инструкции скорее сковывают инициативу учителя, отвлекают от его непосредственной задачи дополнительными обязанностями и не отражают дух времени.
На смену морально устаревшим документам пришли профессиональные стандарты. Эти документы дают исчерпывающее описание обязанностей специалиста и требований к уровню его подготовки, опыту.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и координирует разработку данных документов. Отмечается, что они должны использоваться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда. Иными словами, новые требования к деятельности педагогических работников будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте, а не посредство Единого квалификационного справочника, как это было раньше.
С введением профстандартов преподаванием тех или иных дисциплин могут заниматься только работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Также ст. 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований профстандартов:
- за однократное нарушение - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб;
- при повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.
Кроме того, если сотрудник не соответствует профессиональному стандарту, ему должны предложить должность, которая бы соответствовала его образованию, знаниями и умениям. Другой вариант решения ситуации - направить работника на курсы профессиональной переподготовки. При этом согласно ст. 196 ТК, подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В связи с этим сотрудникам, проходящим переподготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Пройти необходимое обучение в дистанционном формате также возможно в Современной научно-технологической академии.
Еще один вариант развития событий - независимая оценка квалификации, которая должна определить соответствие работника требованиям профессионального стандарта. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».