Найти в Дзене
Павел Мессир

Политические проблемы антигитлеровской коалиции (Часть первая)

Оглавление

Несмотря на объединение двух стран: Великобритании и СССР против общего врага, оставалось очень много политических проблем, которые необходимо было решать.

Главными из них были:

  1. Решение о пересмотре послевоенных границ и территориальные претензии стран участниц антигитлеровской коалиции;
  2. Проблема создания коллективной безопасности;
  3. Вопрос о введении войны с Германией до победного конца и обязательства союзников не заключать с ней одностороннего мира;
  4. Вопрос о статусе «Эмигрантских правительств»;
  5. Проблема послевоенной судьбы Германии и воюющих на ее стороне государств-сателлитов;
  6. Вопрос о судьбе военных преступников;
Визит министра иностранных дел Великобритании Идена в Москву. 1941 год
Визит министра иностранных дел Великобритании Идена в Москву. 1941 год

Территориальные претензии союзников

Иосифа Сталина волновало содержание Атлантической Хартии, так как там описывались принципы, по которым США и Великобритания не стремились к территориальным «или иным» приращениям в ходе войны. Все территориальные изменения должны были осуществляться в соответствии со свободным волеизъявлением вовлеченных народов. Так как в 1939 — 1941 гг. СССР вел активную политику по отдалению своих государственных границ и явно преуспел в этом, Сталину были не безразличны судьбы этих территорий по окончанию войны.

Британия также претендовала на часть территорий. На Тегеранской, Ялтинской, а позднее и на Потсдамской конференциях, Уинстон Черчилль выразил это, когда начались обсуждения бывших Итальянских колоний. Поднял вопрос Сталин со словами, что из печати известно, что г-н Иден, выступая в английском парламенте, заявил, что Италия потеряла навсегда свои колонии. Затем спросил: Если Италия потеряла, то кто их нашел? Черчилль ответил на это, что Великобритания имеет все права на эти колонии, так как постоянными усилиями, большими потерями и исключительными победами британская армия одна завоевала их. Имеются в виду следующие итальянские колонии: Итальянское Сомали, Эритрея, Киренаика и Триполи.

Хотя позже поправился, что, несмотря на то, что Великобритания имеет права на эти колонии, англичане не ищут территориальных приобретений. Они, по его словам, не хотят извлекать выгоды из этой войны. Они понесли большие потери, но, несмотря них, Британия не имеет никаких территориальных претензий. Поэтому без всяких задних мыслей подходит к вопросу о подопечных территориях. Была объяснена речь Идена в парламенте, в которой он сказал, что Италия потеряла свои колонии. Это не означает, что Италия не имеет права претендовать на эти колонии. Это не исключает обсуждения во время подготовки мирного договора с Италией вопроса о том, не следует ли вернуть Италии часть ее бывших колоний. Британия не против возвратить Италии ее африканские колонии, в то же время Англичане не исключают возможности обсуждения этого вопроса. В настоящее время все эти колонии находятся в английских руках.

Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции
Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции

В итоге, по решению Потсдамской конференции в состав Советского Союза вместе со столицей Кенигсбергом (который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кенигсбергская (с марта 1946 — Калининградская) область РСФСР. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косы и город Клайпеда (Клайпедский или Мемельский край, т. н. «Мемельский сектор»), была передана руководством Советского Союза в 1945 году Литовской ССР.

Вопрос о введении войны до победного конца

В Атлантической хартии, дифирамбы которой слышатся поныне, нет ни слова о нападении Германии на СССР, как и о войне Японии против Китая. Вопреки если не букве, то духу советско-британского соглашения от 12 июля 1941 г., англичане не предлагали предварительно обговорить «принципы» хартии с Москвой. В этом, а также в заявке англосаксов на «управление миром до становления лучшего порядка» А.Кильгрубер и другие исследователи усматривают третирование советских интересов. Провозглашавшаяся цель — «окончательное уничтожение нацистской тирании» в сочетании с позывом урезонивания не единственно Японии (отказ от «дальнейшей агрессии», только не силовая экспансия) отдавала привкусом «умиротворения», в чем-то перекликалась с философией очищения обоих империалистических хищников от крайностей при сохранении их первозданной сущности. Только на конференции в Касабланке Уинстоном Черчиллем и Теодором Рузвельтом впервые на правительственном уровне было заявлено о безоговорочной капитуляции Германии и Японии в январе 1943 года. А это значило, что Германия и Япония после своего поражения в войне не будут иметь каких бы то ни было прав, а их население и имущество целиком и полностью оставались на усмотрение победителей. Таким образом, именно Касабланкская конференция лишала Германию надежд на почетный мир или надежд отделаться лишь аннексиями и контрибуцией.

Рузвельт и Черчилль на Касабланкской конференции
Рузвельт и Черчилль на Касабланкской конференции

Вопрос об объявлении Советским Союзом войны Японии

Этот вопрос не был так прост, хотя бы по той причине, что Япония не объявляла Советскому Союзу войну, пока тот вел военные действия против Германии. Но военные действия против нее уже велись союзниками. И главное, они побеждали. Опрометчиво было бы не вступать в войну, когда можно было вернуть территории, отошедшие к Японии во время Русско-Японской войны. На Потсдамской конференции Сталин подтвердил свое обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. Де-факто, с молчаливого согласия союзников были подтверждены права СССР на обладание Южным Сахалином и островами Курильской гряды, которые были достигнуты в рамках Ялтинских договоренностей по Дальнему Востоку.

Черчилль, Трумэн и Сталин на Потсдамской конференции
Черчилль, Трумэн и Сталин на Потсдамской конференции

Продолжение следует