Есть подвиги, которые сложно описать словами. Есть люди, которые несмотря ни на что выполняют свой долг и жертвуют собой ради других. Таким был русский летчик Александр Мамкин. Герой, который так и не получил свою Звезду. На фронт Александр попросился добровольцем. С 1942 года был включен в состав 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота (105-ый ОГАП ГВФ).
105-й полк был привлечен к выполнению операций действующей армии. Мамкин совершил более 70-ти ночных вылетов на самолете Р-5 для обеспечения помощи партизанским отрядам. В феврале 1944 года партизанские отряды имени Щорса из бригады имени Чапаева смогли освободить из рук фашистов более 200 детей. Немцы держали их в деревне Бельчица под Полоцком.
Детей отвезли в глубокий тыл в освобождённую Полоцко-Лепельскую зону в деревню Славени. Но к весне 1944 года фашисты решили устроить крупномасштабную карательную операцию, которую назвали "Весенний праздник". К Полоцко-Лепельской зоне были стянуты крупные силы, включая части снятые с фронта. Целью было полное уничтожение партизан.
Советские партизаны готовились драться до последнего. Но детей нужно было спасать. Для этого и привлекли летчиков 105-го полка. Прямо на льду озера Вечелье рядом с деревней Ковалевщина южнее города Ушачи в Витебской области был организован аэродром. Летчики на самолетах По-2 Дмитрий Кузнецов, Николай Жуков , и Александр Мамкин на своем вместительном Р-5 по нескольку раз в день прилетали за детьми и ранеными партизанами.
Фашисты стянули к району средства ПВО, чтобы помешать эвакуации. Пришлось совершать вылеты ночью. Александр Мамкин совершил уже восемь вылетов. И вот, ночью 11 апреля 1944 года его самолет должен был эвакуировать еще 13 человек. Среди них десять детей, двое раненых партизан и воспитательница.
Самолет благополучно взлетел, но возле линии фронта попал под огонь немецких зениток. Кроме того к нему вылетел немецкий перехватчик:
бьющиеся об обшивку самолета пули дети приняли за горсть брошенных камешков... - Немецкого самолета я не видела, но нос нашего вдруг вспыхнул синим огнем, точно как из паяльной лампы. И огонь со свистом перекинулся в кабину к Мамкину. Я хорошо видела только его спину и руки, которые не выпускали штурвал. Запомнилось, что комбинезон на спине вдруг стал лопаться и мех выворачиваться наружу. (Воспоминания Галины Тищенко - опубликовано журнал "Родина")
По инструкции Мамкин должен был набрать высоту и катапультироваться. В этом случае у детей не было бы шанса спастись. Но Мамкин принял решение довести самолет до безопасной зоны и приземлиться. На нем расплавился шлемофон и летные очки. Горела проводка в кабине. Сгорела даже перегородка отделяющая кабину пилота от пассажиров. Позже, медики не смогут понять, как Мамкин вообще мог управлять самолетом в таком состоянии.
Тем не менее летчик довел самолет до советской территории и приземлился на берегу озера Болныря уже за линией фронта. Тут же к самолету бросились солдаты Красной армии. Они отвезли всех находившихся там людей в госпиталь. Александр Мамкин сам смог выбраться из самолета и в полуобморочном состоянии лишь спросил у прибежавших солдат, живы ли дети.
Все 13 человек остались целы. За все время эвакуации Александр Мамкин спас жизни 90 человек. К сожалению этот полет стал для него последним. Медики не смогли его спасти. Александр был награжден орденом Отечественной войны I степени, Орденом Красного Знамени, медалью "Партизану Отечественной войны" I степени.
Но Звезду героя Мамкин так и не получил. Тем не менее, главной наградой героя стали спасенные им дети. Некоторые из них живы до сих пор и с благодарностью вспоминают о подвиге героя-летчика, что ценой жизни спас их.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.