Смиренный человек уподобляет себя Христу, Который — в абсолютной степени, был «кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29). Христос смирился, как никто другой. Будучи Богом, Он стал Человеком. Родился Он в хлеву. Всю Свою жизнь Он прожил смиренно. На Тайной Вечери Он помыл ноги Своим ученикам. А затем, Он смирил Себя ещё сильнее, даже до смерти оказав послушание воле Своего Небесного Отца. И это послушание было не просто до смерти, а до смерти на Кресте, то есть до смерти самой мучительной и ужасной. Он смиренно терпел все Свои страдания: клеветы, хулы, унижения, избиения и бесчестную, уничижительную крестную казнь. Потому и Бог прославил Его, вознёс Его превыше всякого творения и дал Ему всякую власть на небе и на земле (ср.Фил.2, 5-8; Мф.28, 18).
Да, все святые люди до одного, действительно были смиренными. Первоверховный апостол Павел, «избранный сосуд» Бога (Ср.Деян.9,15), удостоившийся быть вознесённым до третьего неба и увидеть красоты рая, считал себя самым грешным человеком в мире. Он говорил: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим.1, 15).
Вы читаете отрывок из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа". Книга готовится к изданию, другие труды архимандрита Епифания и преподобного Паисия Святогорца по ссылке внизу. Будем рады вашим мнениям в комментариях
Смирение привлекает на смиренного благодать Бога. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66, 2) — свидетельствует святой пророк Исаия. А ещё в одном месте Священного Писания говорится: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч.3, 34). И ещё свидетельствует слово Божие о том, что Бог отвращается гордых и надменных, считая их нечистыми (Ср.Притч.16,5).
Любая добродетель без смирения ничего не стоит в очах Божиих. Святой Иоанн Златоуст выразительно говорит об этом: «Даже если ты постишься, и если молишься, и если раздаёшь милостыню, и если ты хранишь девство, и если ты достиг любой другой добродетели, но в тебе нет смирения, то все эти добродетели разлетятся по ветру и пропадут». Поэтому и Христос начинает Нагорную проповедь с основания и фундамента всех добродетелей — смирения.
А святой пророк Давид говорит, что величайшей жертвой, которую человек может принести Богу является смирение. Смирение — настолько парадоксальная добродетель, что оно и одно, без добрых дел может спасти человека. А вот от добрых дел без смирения человеку нет никакого проку. Этот духовный факт ясно виден из евангельской притчи о мытаре и фарисее.
Давайте закончим сегодняшнюю беседу посвященными смирению словами преподобного Иоанна Лествичника, заимствованными из его знаменитой «Лествицы»:
«Святое смирение это великое сокровище, неизреченное богатство, дарование Христово. Смирение это единственная добродетель, которой не в силах подражать демоны. Смирение — дверь в небесное Царство, вводящее туда смиренных. Смирение — настоящий небесный вихрь*, торнадо (греч. σίφων), способное выдернуть душу из бездны греха и возвести её на небесные высоты».
*В древнегреческом тексте Лествицы: «ταπεινοφροσύνη ἐστὶ σίφων οὐράνιος ἐξ ἀβύσσου ἁμαρτημάτων εἰς οὐρανὸν ἀνενέγκαι ψυχὴν δυνάμενος». В русском переводе Оптиной пустыни 1862 года, который широко известен современному читателю: «Смиренномудрие есть тифон, могущий возвести душу из бездн грехов на небо». В переводах Лествицы на современный греческий язык σίφων правильно переводится как ανεμοστρόβιλος — смерч или торнадо. — Прим. пер.
В следующий раз отец Епифаний продолжит подробно, буква за буквой разбирать Нагорную проповедь. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить.
Нажать и купить книги отца Епифания Хаджиянгу и преподобного Паисия Святогорца
© Электронное издательство "Орфограф", 2021