Найти тему
ukitanagava

“Метаморфозы жизни и творчества” по фильму А. Тарковского “Андрей Рублев”

Хочется продолжить делиться своими первыми работами по герменевтике в ходе обучения на Клинической психологии.

Метаморфозы-превращение, преобразование. В жизни и творчестве метаморфозы означают обновление мыслей, направлений, перерождение душой, упадок сил и другое. Через фильм мы увидим все метаморфозы, произошедшие с Андреем Рублевым. В восьми новеллах А. Тарковского описывается период неурядиц (1400-1423). Новеллы мало связаны друг с другом, их главное связующее звено — это Андрей Рублев. Фильм сложен не тем, какие кровавые события происходят на Руси в это время, а то какие переживания происходят в душе иконописца.

А. Тарковский "Андрей Рублев" (1966 г.)
А. Тарковский "Андрей Рублев" (1966 г.)

В первой новелле мы видим, как простые крестьяне мастерят подобие воздушного шара. Ефим-главное действующее лицо, спасаясь от стрельцов, обрывает веревки и летит, видя под собой родную землю, но полет заканчивается трагически. Она не имеет названия так как является неким отступлением перед следующим далее сюжетом.

"Пролог"
"Пролог"

Вторая часть “Скоморох” знакомит нас с тремя монахами, ушедшими из Андроникова монастыря. В пути их застает дождь, и они пережидают его в сарае, где уже скоморох веселит людей, в награду за свое выступление он получает краюшку хлеба, но не успевает ее съесть как его забирают стражники. В конце этой части мы понимаем кто эти монахи: Кирилл, Данила Черный и сам Андрей Рублев.

"Скоморох"
"Скоморох"

Третья новелла “Феофан Грек”: Кирилл приходит к Феофану Греку, чтобы тот взял его расписывать монастырь. Феофан предлагает Кириллу идти к нему в помощники после льстивых слов Кирилла. Но у монаха нет способности к иконописи ставит условие:” а пойду, когда ты, Феофан, сам за мной в Андрониковский монастырь приедешь, и прилюдно, при Андрее Рублеве позовешь меня.” далее Феофан понимает поспешность действий и узнает, что Андрей Рублев обучен иконописи. Андрей удивился решением Феофана, но соглашается. Кирилл же уходит из монастыря, разочаровавшись во всех проклинает их. Он обозлился настолько, что убивает свою собаку, которая увязалась за ним.

"Феофан Грек"
"Феофан Грек"

“Страсти по Андрею”. По дороге в Москву, Андрей встречает Феофана (это было видение Андрея). Рублев говорит, что за народ он готов и: “на Голгофу пойти”, а Феофан думает, что каждый человек сам за себя и для него не стоит жертвовать собой. Диалог заканчивается тем, что Феофан говорит Андрею чтобы тот не говорил, что думает.

"Страсти по Андрею"
"Страсти по Андрею"

Пятая новелла “Праздник”. Проходит праздник в ночь на Ивана Купала. Андрей Рублев и его спутники становятся свидетелями сего действа. Андрей удивляется как можно быть язычниками при православной вере и пытается вразумить людей. Одна из девушек пыталась соблазнить Рублева, пробудив в нем чувства доселе неизвестные ему. Наутро он возвращается к спутникам, Данила Черный понимает, что произошло и оставляет события той ночи на совести Андрея. Отплывая от берега Монахи видят, как стрельцы нападают на язычников за их веру.

"Праздник"
"Праздник"

Шестая новелла “Страшный суд” показывает нам что Рублёв, его подмастерья и Данила расписывают Успенский собор, но работа стоит на месте, Андрей не хочет писать сцену страшного суда, потому что не хочет повторения, он хочет писать свои сюжеты. С этого момента метаморфозы начали происходить в творчестве, ведь Андрею не нравилось копировать работы, а хотелось чего-то своего, постепенно его вера в народ ослабевала вместе с эти ослабевала его тяга к искусству. Работа пошла хорошо после того как он встретил юродивую, так как ей многое прощалось, она зашла в храм без платка. Посмотрев на нее Рублев понял, что роспись должна выражать идею всепрощения, идею любви, а не идею страха, возмездия, Работа сдвигается с мертвой точки и отделка к назначенному сроку была закончена.

"Страшный суд"
"Страшный суд"

Шестая новелла “Набег” является проявлением всей жестокости фильма. На Владимир нападают татары вместе с князем Василием. Татарский военачальник все подшучивал над ним: "Да, крепко ты хочешь стать великим князем, раз даже на брата пошел!" Татары нападают на собор. Они грабят, убивают, пытают. Завязывается сюжет на том, что один из налетчиков пытается силой взять юродивую девушку, Андрей, видя это, убивает татарина. Для себя он понял какой страшный грех совершил и дает обет молчания, а вместе с тем видя, как русские идут против русских в борьбе за власть, отказывается рисовать, аргументируя тем что: это людям не надобно”. Андрей возвращается в Андроников монастырь, забирая девушку с собой как напоминание о своем грехе.

"Набег"
"Набег"

Новелла “Молчание” повествует нам о дальнейшей жизни иконописца в молчании. В монастырь возвращается после долгого скитания Кирилл и просит прощения у настоятеля, тот нехотя его оставляет. Кирилл, видя Андрея изливает ему душу о том, что он всегда завидовал таланту Рублева и его зависть сыграла с ним такую шутку. В скором времени Андроников монастырь посещают татары и все-таки забирают с собой девушку. Как бы не переживал за нее Андрей, однако от обета не отказался.

"Молчание"
"Молчание"

Последняя новелла “Колокол” заставляет нас поверить в чудо. В глухую деревню приезжают гонцы за литейщиком и узнают от его сына Бориса, что тот умер. Однако Борис сам вызывается отлить колокол говоря, что: “ меня, меня возьмите! Я знаю, как колокола лить. Батя мне перед смертью секрет меди колокольной раскрыл”, гонцы нехотя соглашаются. Вся работа идет долго Борису интуиция подсказывает что делать, какую глину выбрать, сколько серебра добавить, в итоге получается прекрасный колокол, такой что самому князю понравился. За процессом отливки колокола наблюдал Андрей Рублев. Он вдохновился тем что не все люди плохие, что в людей можно верить. Андрей говорит парню что возьмет его с собой: “ Ну-ну... Перестань. Так и будет дальше. Я буду иконы писать, а ты колокола лить” Вера в себя, в людей, в Бога вернулась к Рублеву, и он снял с себя обет.

"Колокол"
"Колокол"

Все метаморфозы жизни и творчества видны через фильм. Только найдя веру во что-то, своеобразный путь иконописец решил вернуться к своей работе. Увидев всего одного человека, он вдохновился, ведь еще есть люди ради которых стоит творить. Если в начале фильма он писал картины, у него было вдохновение, то к середине заметно, что вдохновение исчезает, исчезает вместе с его верой в людей и себя только в конце фильма благодаря Борису Рублев понимает, что должен писать дальше. В заключении я хотела бы сказать, что жизнь Андрея Рублева была сложна, ему многое пришлось увидеть, разочароваться в людях и в самом Боге, он сумел найти в себе силы поверить вновь, тем самым мы можем и по сей день видеть иконописи, вышедшие из-под его пера.

Спасибо, что прочитали до конца эту сыроватую, но очень важную для меня работу.