По телевизору опять показывают «Неуловимых». Великолепное кино, которое можно смотреть бесконечно — и не надоест (это я про себя говорю). «Пойдём, щусёнок, кваску попьём!». «Куда Грышку дели?». «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят! И тишина…». А эта фраза — «Бурнаши мост подожгли!». Восхитительно! Песня, а не фраза! И что удивительно и совершенно необычно: вся великолепная четвёрка — Данька, Ксанка, Валерка и Яшка — попали в кинематограф БЕЗ ВСЯКОГО БЛАТА!
Скажете: так не бывает. Да, не бывает. Сегодня не бывает. А при Советской власти было.
И вот вам в подтверждение — слова известного артиста:
Горько и обидно? Да, горько и обидно. И в этой совершенно порочной практике — одна из причин кризиса в нашем сегодняшнем кинематографе (а следом и театре).
И вспоминаю показанный на днях по каналу «История» фильм о Сергее Бондарчуке. Великолепный режиссёр (с этим никто не спорит), но справедливо ли ему вставили на известном Съезде кинематографистов?
Увы, вынужден признать: справедливо. И один из главных упрёков состоял в том, что он притащил (или прОтащил) в кинематограф всё своё семейство — супругу, дочь и сына. Которые никакими кинематографическими талантами не блистали и не блистают.
Конечно, семейственность происходила и до Бондарчука. Оно по-человечески и понятно: каждый родитель хочет, чтобы у его детишек была весёлая, беззаботная, разнообразная профессия (а если за неё ещё и кудряво платят, то вообще красота!).
Но в таком случае неизбежно страдает творческий уровень и кинематографа и театра ( что мы сегодня и видим).
И как писал в своей бессмертной поэме «Думы о Кюхельбеккере» великолепный коломенский поэт земли русской Боцман Сергеев:
Чьи-то дочки, чьи-то внучки...
И любовниц здесь не счесть.
То по космосам летают,
То в кинишках их снимают.
И прекрасно понимают,
Что по блату выступают.
Но при чём тут гениальность,
И при чём талант и честь?
Так что скучно. Так что грустно.
Так и хотца их послать…
Скоро тёщ начнут и тестев
В кинах радостно снимать. -
Алексей КУРГАНОВ