Лукино Висконти (1906 - 1976) - знаменитый итальянский режиссер, потомственный аристократ, граф и миланский патриций. Его предки в XIII-XV веках управляли Миланом. Его фамилия и род упоминаются в «Божественной комедии» Данте.
Фильмы Лукино Висконти проникнуты аристократизмом, тончайшим вкусом и изяществом. События происходят в роскошных гостиных, будуарах, в театрах и на балах.
Однако сложно назвать этого режиссера богатеем и снобом или обвинить в устаревшем вкусе. В 30-х годах он отправился из роскошного родного дома в Париж и стал помощником режиссера Жана Ренуара. Во времена Второй Мировой войны оказывал помощь Сопротивлению, был арестован по подозрению к антифашистскому заговору.
Симпатии к коммунистам и «левым» убеждениям Висконти сохранит до конца своей жизни.
Чтобы снять свой первый фильм «Одержимость», он продает драгоценности, доставшиеся ему от матери. В своем фильме Висконти обращается к жизни семьи мелкого буржуа и бродяги. В этом фильме уже намечается знаменитый почерк режиссера - любовная страсть идет под руку с трагедией и смертью, а красота лиц скрывает тайные пороки.
Фильмы Лукино Висконти, наряду с фильмами Роберто Росселлини, Викторио де Сика и Джузеппе де Сантис, относят к новой волне 40-50-х годов, получившей название итальянского неореализма. Этот стиль предполагает приближенное к жизни изображение реальности, уличность действия и борьбу маленького человека за выживаемость.
Неслучайно Висконти обращается в одном из своих ранних фильмов к повести Федора Достоевского «Белые ночи» - кто мог лучше и с большим чувством, чем великий русский писатель, рассказать о простых людях, их бедности, одиночестве и страданиях?
Однако не все так однозначно с «униженными и оскорбленными» героями Висконти. Фильму «Белые ночи» (1957) он оставит название от русского романа, но перенесет действие в тосканский город Ливорно, где белый цвет ночи возможен только благодаря выпавшему снегу.
Снег в Тоскане? В него сложно поверить, как и в мечты главных героев о любви.
Кроме того, главную героиню фильма зовут не Настенька, как в повести Достоевского, а Наталья, а в объяснение между ней и ее возлюбленным привносится уже совсем явная аллюзия на роман «Война и мир» Льва Толстого: герой обещает вернуться к девушке через год, до этого она вправе считать себя свободной - слова, которые князь Андрей говорит Наташе Ростовой перед уходом на войну.
Две глыбы русской литературы конца XIX века, две принципиально разные философии для каждого русского человека Висконти объединяет в один сюжет.
Создатели фильма получили Серебряного Льва в Венеции, но посчитали результат провалом. Тому, кто знаком с произведением Достоевского, сложно отыскать невероятную чистоту и невинность его героев в лицах Марчелло Мастрояни и Марии Шелл - в их слишком отточенных и смелых выражениях лиц, идеально красивых улыбках, вежливой скромности, чересчур свободной радости на фоне выпавшего итальянского снега.
Уже с большим доверием мы смотрим на снег в Баварии в фильме «Людвиг» 1972 года.
Здесь режиссер возвращается в свою родную стихию и изображает мир знати, оперных театров, богатства, славы и почестей.
Но автору уже сложно найти ту красоту и утешение, которые находили в этом мире его предки. Вера в искусство, благородство, справедливость и долг рушится под натиском меркантильности, расчета и мелочности интриг.
Главный герой фильма, Король Людвиг Второй, настолько предан идеям о величии искусства, о призвании правителя поддерживать гениальных творцов (в его случае это Вагнер), что не замечает несоответствия своих стремлений окружающему реальному миру.
Наряду с красивыми лицами, итальянскими пейзажами, оперностью, богатством и роскошью в одних картинах («Чувство», 1954; «Леопард», 1957, «Людвиг», 1972) Висконти будет изображать бедность и нищету в других («Одержимость», 1946; «Самая красивая», 1951, «Земля дрожит», 1948, «Белые ночи», 1957). Это не просто внешний контраст, а внутреннее противоречие - его личное поле боя.
Через свое творчество Висконти как будто пытается понять самого себя, сталкивая известность и благородство происхождения с реальным лицом XX века в виде войн, голода, смерти, нищеты и крушения старых нравов.
Неслучайно автобиографические черты режиссера приписывают главному герою фильма «Леопард» (1963) - князю Фабрицио ди Салина, которому во времена гражданской войны 1860 года приходится наблюдать демократизацию своей страны. Меняется сложенный веками уклад его жизни, неумолимо уходит в историю мир Бурбонов и аристократии. Князь по прозвищу Леопард - олицетворение силы, чести и значимости рода - понимает, что время его уходит, миру нужен новый порядок, и в нем ему уже нет места.
В сценах бала, который длится в фильме 45 минут, князю душно, его раздирает гнетущая тоска об утраченном - он чужой на этом празднике жизни.
«Леопард» Лукино Висконти - гимн уходящей эпохе, унесенной ветром цивилизации.
Лента удостоена Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля и считается одной из вершин мирового киноискусства.
Старый мир уже не может остаться прежним. Вместе с ним навечно уходят старые моральные принципы, понятия о чести и благородстве крови. В новых реалиях важно обрести и новую сущность, а для этого необходимо ответить на множество гнетущих вопросов, какие Лукино Висконти задает в своих фильмах.
Любовь и честь, красивые лица и одежда, богатство и щедрость в его фильмах, если не нацелены на благо человечества и на изменения в мировом устройстве, всегда стоят об руку с человеческими страстями и пороками, легкомысленным донжуанством и лицемерием, губящим жизни.
Лукино Висконти отбирает для своих фильмов самых красивых актеров современности. Ален Делон, Хельмут Бергер, Марчелло Мастрояни, Роми Шнайдер, Клаудиа Кардинале - за Висконти закрепилась слава режиссера, открывающего дорогу звездам первой величины.
Но красота главных героев всегда в его фильмах трагична, упадочна, а в некоторые моменты пугающе идеальная, вызывающая, порочная. Красота несет зло, приводит к падению и разрушению. Как и любое величество, любой идеально созданный мир, любая мечта и иллюзия неминуемо сталкиваются со своей гибелью.
Один из своих последних фильмов, высоко оцененный публикой и критиками, «Смерть в Венеции» (1971) Лукино Висконти, по его собственным словам, посвящает теме “смерти искусства” и превосходства “политики” над “эстетикой”. Однако фильм приобрел в истории кинематографа более многоплановое значение.
Сюжет опирается сразу на несколько произведений Томаса Манна: новеллу с одноименным названием, романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус», а также включает черты биографии композитора Густава Малера, чьей музыкой наполнен фильм.
Висконти максимально сближает вымышленное и реальное, настоящее и прошлое, обычное и высокое, естественное и недосягаемое. Любовь главного героя, пожилого композитора Ашенбаха к юноше, к его красоте и невинности, достигает абсолюта в силу своей невозможности - перед смертью, болезнью и предрассудками.
Красота в фильме достигает новых смысловых граней. Она становится самоценной, самозначимой. То, чему Висконти предназначал гибель, становится вечным.
Возвращаясь к Достоевскому, вспомним его известные слова о том, что красота спасет мир.
Висконти открыл свой путь к красоте, создав фильмы, ставшие классикой мирового кинематографа XX века. Или как сказал один из героев его фильма:
«Иногда я думаю, что художники похожи на охотников, которые целятся в темноту. Они не знают, какова их цель и кого они поразят».