Привет всем!
Помещаю статью о политическом понятии "Гражданское общество", написанную Вольфгангом Фрицeм Хаугом для книги немецких эко-социалистов "Алфавит Глобализации". Эко-социалисты рассматривают политические вопросы с точек зрения экологии и социальной защиты населения. Читайте и другие статьи из этой книги на моем канале.
"На языке немецких журналистов и политиков разговоры о гражданском обществе часто возникали в первую очередь благодаря политическим гражданским движениям. Оно вошло в язык левой теории через критическое издание Тюремных тетрадей Антонио Грамши, в котором societa civile переводилась уже не как буржуазное общество, а как гражданское общество. В сталинском социализме государство задушило всю формальную социальную самоорганизацию. На поздней стадии формирования этого общества политические интеллектуалы вернулись к концепции, которую революционная буржуазия когда-то переняла у античных политических теоретиков и направила против феодального абсолютизма: koinonia politike (политическое общество), латинское societas civilis. Она утверждала свободу участия в формировании условий - ограниченную мужчинами, владеющими собственностью и имеющими гражданские права.
Оно вошло в немецкий язык как bürgerliche Gesellschaft, для Канта - конкретная утопия верховенства закона и незыблемости гражданских прав. Кант также черпал вдохновение в "Гражданском обществе" Фергюсона, из которого капиталисты исключены, поскольку они угрожают навязать свои интересы государству. Гегель наполнил буржуазное общество тем, что исключил Фергюсон. При этом он видел, что поляризация на богатых и бедных разрушит общество, и поручил государству противостоять этому. Отныне буржуа был буржуа, в немецком языке не было слова для революционного citoyen или гражданина. Буржуазная революция здесь не произошла, и ее незавершенное наследие осталось зависимым от чужого слова: Гражданское общество.
В Тюремных тетрадях Грамши она получила утопический заряд, но восточноевропейское гражданское движение знало о ней так же мало, как и западная буржуазия. В работе Грамши она относится к кишащей массе социальных самоорганизаций (ассоциаций), в которых формируются представления о правильной социальной организации и происходит борьба за гегемонию. Против вульгарного марксистского понимания государства как инструмента буржуазии для угнетения пролетариата и против идеализирующих-легитимизирующих государственных концепций демократического царства свободы и равенства Грамши ставит государство, или политическое общество + гражданское общество, то есть гегемонию, вооруженную принуждением. Государственное принуждение носит униформу, социальный консенсус одевается в гражданскую одежду. Борьба против насилия и несправедливости сгущается там, где решается консенсус - в гражданском обществе. Консенсус не является по своей сути левым, но, тем не менее, тяготеет к демократии, поскольку в нем присутствует утверждение, что у человека есть право голоса. Это объясняет, почему - как и мексиканские сапатисты - один из самых ярких голосов современного протеста против последствий неолиберальной глобализации, Арундхати Рой, обращается к непокорному гражданскому обществу, выходящему за пределы национальных границ.
Этот термин здесь означает не бессодержательное замалчивание, не только формулирование инакомыслия, но и эффективное принуждение к изменениям. Растущее значение международных неправительственных организаций, а также тот факт, что всемирное движение движений, критикующих глобализацию, переросло в движение за другую глобализацию снизу (альтермондиалисты), которое придало импульс вопросу о международном или глобальном гражданском обществе и повысило стратегическую и политическую важность критической концепции этого понятия."
Это была последняя статья из книги немецких эко-созиалистов "Алфавит Глобализации". Книга была написана в 2005 г, в создании книги участвовало 71 авторов, все профессоры социальных и политических наук. Книга выделяется среди других тем, что все политические вопросы освещены толково, ясно, коротко и доступно для каждого, кто хочет понять актуальную политику. Конечно, прошло почти 20 лет, проблемы неолиберализма проявились быстрее, чем ожидалось, многие проблемы заострились, поэтому многие вопросы требуют актуализации, хотя сущность проблем, их основа остались прежнеми.
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd?lang=ru
Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!