В ноябре месяце начинается снос всех построек Научно-исследовательского института дальней радиосвязи (НИИДАР) под коммерческую застройку жильем. Опытное производство без остановки научно-конструкторской деятельности было перебазировано на производственную площадку завода «Элион» в Зеленоград еще летом 2014 года. Уже тогда стало понятно, что в будущем территория будет застраиваться. В ноябре на общественные обсуждения на «Активном гражданине» вынесен проект изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: ВАО, Преображенское, 1-я ул. Бухвостова, вл. 12/11 (кад. № 77:03:0003025:5124). Согласно проекту, на месте НИИДАРа появятся 170 000 кв.м. жилой площади, дошкольное образовательное учреждение на 200 мест и школа на 430 мест.
От предыдущей застройки не останется ничего, что напоминало о нахождении на этом месте с 1914 года предприятия, история которого связана с очень сложными и важными этапами жизни нашей страны. Память места будет стерта подчистую.
Попытки рассмотреть сохранение хотя бы части построек в память об этом предприятии быстро исчезли еще на начальном этапе, хотя они и возникали. Несмотря на то, что часть построек, возведенных в 1916 году и в 1920-1930-е годы, сохранившихся до наших дней имеют все признаки авторской архитектуры. Этой публикацией мне хотелось бы начать рассказ об истории развития владения от самых истоков.
Часть 1. С чего все начиналось. Московская военная автомастерская –Танко-Броне-Автомобильный завод (ТБАЗ). 1914-1929 годы.
На плане Преображенской улицы 1814 года владение № 402 Покровской части представляло собой казенный луг, отдаваемый в оброк купцу Андрею Заикину. В первой половине XIX в. владение значилось как огородная земля Московского гарнизонного батальона.
В 1891 году это подразделение было преобразовано в Троице-Сергиевский резервный батальон. К началу XX века участок значился как городская земля в безвозмездном пользовании Троице-Сергиевского резервного пехотного батальона. Застройка здесь отсутствовала, часть владения сдавалась в аренду под склад. С 1909 года владение сдавалось в аренду А.В. Рыжову под огороды.
В 1916 году Московская городская управа предоставила участок Московскому окружному военно-инженерному управлению для устройства Московской военной автомастерской по ремонту танков, броневиков и машин с уже построенными в 1913-1914 годах корпусах на базе 5-й автомобильной роты Техуправления армии. Строительство велось под патронажем Главного Военно-технического управления. Непосредственно стройку осуществлял Хозяйственный строительный комитет по постройке зданий автомобильной роты под наблюдением инженера Н.С. Шуцмана. В корпусах были развернуты мастерские для ремонта армейских машин. В них занимались, в основном, ремонтом грузовых автомобилей «Паккард».
Это был первый этап строительства на предприятии. До нашего времени сохранились 4 постройки, возведенные в 1914 году.
1. Главный корпус (1-я ул. Бухвостова, 12/11, корп.3 (часть).
2. Административный корпус (1-я ул. Бухвостова, 12/11, корп.6);
3. Механические мастерские (1-я ул. Бухвостова, 12/11, корп.43);
4. Одноэтажный жилой дом (1-я ул. Бухвостова, 12/11, корп.48).
Главный корпус - в объеме части первого этажа представляет собой главный сборочный корпус, построенный в 1914 году для нужд 5-й автомобильной роты по ремонту броневиков и машин. В 1927 году перекрыто внутренне пространство П-образного корпуса с надстройкой до двух этажей. В 1982 году произведена надстройка третьего этажа и сделаны многочисленные пристройки.
Административный корпус– в основе в объеме двух этажей выстроен в 1914 году как казарма, позже использовавшийся как административный корпус (контора) с архитектурным решением фасадов в промышленном «кирпичном стиле». В 1920-е годы частично приспособлен под заводской клуб. В 1950-е годы надстроен третьим этажом. Является одним из наиболее интересных с архитектурной точки зрения корпусов.
Механические мастерские – выстроены в 1914 году. В кладке представлены кирпичи с клеймами «И.П. Воронин». Здание имеет интересные наличники окон, украшенные замковыми камнями. Во фронтоне расположено полуциркульное слуховое окно, похожее на вход в «домик хоббитов». Внутри сохранились своды Монье.
Одноэтажный жилой дом – выстроен в объеме первого этажа в 1914 году. Первоначально использовался как баня. В кладке обнаружены кирпичи с клеймами «И.П. Воронин» и «Т-во В.К. Шапошников, М.В. Челноков и К». Позже надстроен вторым этажом, сделана пристройка, которые исказили первоначальный облик здания.
Все четыре постройки зафиксированы на генплане участка от 7 мая 1914 года.
В 1918 году на базе Московской военной автомастерской сформирован Авторемонтный завод, относящийся к Русско-Балтийскому заводу. 9 октября 1918 года завод национализировали и передали в ведение Высшего Совета Народного Хозяйства при Совете Народных Комиссаров РСФСР. В 1920 году название сменилось на 4-й Государственный Авторемзавод Мостранса. В 1922 году, в результате объединения с Броневым автомобильным ремонтным заводом на Матросской тишине, был создан 2-й Танко-Броне-Автомобильный завод (2-й ТБАЗ), позже Танко-Броне-Автомобильный завод. В итоге на предприятие было переведено более 200 человек личного состава и около 50 единиц оборудования. На тот момент основной деятельностью завода был ремонт танков. В начале 1923 года сюда переведено с 1-го ТБАЗ в Филях производство автомобиля Промбронь С24/40. В течение 1923-1926 годов было выпущено 22 автомобиля этой марки и модели.
Они по праву могут считаться первыми советскими военными автомобилями. Две машины "Промбронь-С24/45" приняли участие во Всероссийском испытательном автомобильном пробеге 1923 года.
В 1923 году при заводе действовала единственная на тот момент в стране шинонабивочная мастерская. В 1925 году завод также выполнял ремонт автомобилей «Фиат» и «Уайт».
Генеральный план 1927 года Танко-Броне-Автомобильного завода зафиксировал имеющиеся на тот момент постройки и перекрытие внутреннего двора главного сборочного корпуса.
В 1929 году на базе предприятия образуется Завод № 2 Всесоюзного автотракторного объединения (Завод № 2 ВАТО).
P.S. Важное дополнение от Ольга Шурыгина Судя по моим сведениям обозначенные постройки были возведены в течении лета 1913 — осени 1915 года под наблюдением инженера Н.С. Шуцмана для 5-й Автомобильной роты: гараж (корпус 3), мастерская (корпус 43), казарма (корпус 6) и баня (корпус 48).
Ольга, спасибо!
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!