Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Наталия Кованько. "След погасшей звезды"...

О ней написано так мало, что я возмутилась.

Кроме того, путаются годы и даты ее рождения и ухода, как будто Вселенная хочет и вовсе стереть следы ее пребывания на земле… Почти удалось, что и говорить! В коротких справочниках о киноискусстве говорится о ней примерно так:

«Популярная актриса немого кино. Наталия Кованько, в первом браке Туржанская.

Родилась в Ялте 13 сентября 1899 г.

Впервые снялась в кино в 1918 г. Всего снялась примерно в 20 фильмах. Звезда торгового кинодома «Двигопись», его живая реклама, бренд, модель…. Была женой режиссера Виктора Туржанского, вместе с которым эмигрировала в Париж в 1919 году. В 1926 году они вместе уехали в Голливуд с контрактом на 5 лет.

После развода с мужем в 1935 году, Кованько вернулась в Россию.

Умерла 23 мая 1967 года в Киеве. Нигде более не играла. Во всяком случае, ленты с ее участием неизвестны.»

-2

Искусство живописи к ней, Кованько – Туржанской,( Фастович) красавице из Серебряного века, сопернице Веры Холодной, больше благосклонно оказалось!

Портрет кисти Савелия Сорина представляет нам благородное, немое страдание красивейшей женщины, которая потеряла возлюбленного или же – всех близких, родной дом.. Пластика портрета настолько тепла, несмотря на холодные тона краски, что кажется, женщина вот вот встанет и порывисто выбежит из комнаты, в углу которой она спряталась от нас, зрителей! Глаза ее огромны, полны страдания. Именно чрез них смотрит на нас ее трепещущая душа.

Наталии Кованько было подвластно именно это: трепетное, искреннее пластичное выражение внутреннего мира ее героинь, тщательно выписанные лирические порывы души.

Хотя по воспоминаниям современников она была веселым человеком, любила компанию, беседы, душевные встречи с друзьями, которых в годы эмиграции было мало, увы!

Искусствовед, А. В. Толстой относит этот портрет к той группе шедевров художника, где, по его ощущениям, « уже начала отражаться русская эмиграция, как драма, ломающая судьбы, сметающая времена, устои, традиции, связи между людьми».

-3

Об обстоятельствах, предшествующих созданию портрета актрисы Н. Кованько, сам С. Сорин позже, показывая этот портрет, рассказал корреспонденту американской газеты: «Русская актриса позвонила мне в студию. Она вся тряслась от нетерпения. Но как изменилось ее настроение, когда я сказал ей, что это невозможно (Сорин намеревался уехать в Америку через день-два – ). Она начала рыдать, умоляла меня, ее большие прекрасные глаза были полны отчаяния. Она была великолепна в своих чувствах. Я обещал, что сделаю ее портрет, в будущем, когда вернусь из Америки. Она ушла. Но как только она исчезла, я стал думать, как прекрасна она выглядела, когда тут плакала передо мной. Ее печаль, ее разочарование — это была истинная красота. Я послал ей a petit bleu (записку –), прося вернуться потому, что буду писать ее портрет. Она вернулась веселая, смеющаяся, счастливая и совсем не интересная как модель. Я сказал: «Буду писать Ваш портрет только, если Вы будете выглядеть печальной, какой Вы были, когда я сказал, что не буду писать Ваш портрет». – «Ну, уж нет!» — засмеялась она – «я чувствую себя так радостно сейчас. На самом деле, я веселый человек. Я не могу выглядеть печальной по заказу, как Вы хотите». Но я настаивал. И вот какой вышел результат» .

-4

Если бы художник мог взглянуть и далее, то понял бы,что его манера письма, изображения людей – почти пророческая. Но он не мог знать, что Наталии Ивановне суждено было вернуться в СССР, после развода с супругом, в 1935 году и испытать на себе весь ужас сталинских лагерей и поселений, холод какой нибудь стылой, серой избушки в туруханской глуши… Холод, будто бы застывший, в оттенках ее печально изысканного театрального портрета, подчеркнутого длинными перчатками и темно - синей софой, на которой она сидит, вся в слезах, грустная, в изломанной позе, пораженная дивным видением будущей печали…

Но кто же может угадать полностью свою Судьбу? Прочесть ее в деталях? Разве лишь художник…

-5