Найти в Дзене
Открытия

Происхождение семьи (часть 1 Откуда появились Смирновы)

Этот рассказ входит в цикл небольших историй о семье, которые мне удалось когда-то услышать от родных. Уверена, что, открывая неизвестные странички семейных летописей, мы лучше понимаем себя и своих детей, узнаём историю рода.

Так случилось, что я застала только папиного отца и бабушку — мамину маму (с ней можно познакомиться в зарисовке «Хэллоуин по-украински»). Но начну, пожалуй, именно с дедушки.

Вид на Волгу с высокого берега дер. Ураково
Вид на Волгу с высокого берега дер. Ураково

Смирнов Николай Николаевич жил в деревне Ураково Ивановской области. Его дом почти 200 лет стоял на высоком берегу Волги.

Совсем рядом рос большущий, как казалось в детстве, вишнёвый сад. Вишню сажали все. Чудесная «владимирка» вызревала крупной и сочной. Весной на окрестности обрушивался нежно-розовый дождь из тончайших лепестков, а летом каждая хозяйка варила волшебную пятиминутку, аромат которой плыл над деревней.

В конце необъятного сада над обрывом, красиво раскинув ветви, тянулась вверх березка, посаженная после войны моим семилетним папой и его отцом.

Сейчас, когда нет дедушки, а в целости сохранилось лишь несколько домов, только величественное дерево и то, что осталось от родового гнезда, напоминает о прежних временах.

Та самая берёза
Та самая берёза

С чего всё началось.

В 1901 году у дочери кухарки, которая служила в доме богатого купца-татарина, родился мальчик. Крепенький здоровый малыш через несколько дней осиротел. Молодая мать умерла, как тогда говорили, от родильной горячки, и ребёнок нескольких дней от роду остался на руках у бабушки. Имени отца никто не знал, мальчик был незаконнорождённый. Хозяйка решила, что младенцу не место на кухне и пригрозила, что выгонит кухарку, если та немедленно от него не избавится.

Так мой дедушка, тогда еще просто Николушка, оказался на воспитании крестьянок одной из заволжских деревень. До годовалого возраста его передавали из дома в дом, оставляя на целый день в избе. Женщины привязывали малыша к ножке стола, чтобы далеко не уползал, а сами уходили в поле. Вместо пустышки, чтобы не плакал, давали марлю с нажёванным хлебушком, а в перерывах между работой забегали молодые мамочки и кормили сиротку грудью.

Когда мальчику пошел второй год, его жизнь неожиданно изменилась.

Однажды днём в тех местах появилась супружеская пара. Главой семьи был Николай Смирнов, человек не богатый, но и не бедный. Казалось, всё у них с женой хорошо, только вот наследников Бог не давал. Кроме приёмной дочери, детей не было.

Солидный человек, остановившись у одного из домов, спросил, нет ли в деревне мальчика-сироты, которого можно взять на воспитание. Хозяйка, внимательно изучила мужчину, все-таки не котенка отдавать, кивнула и велела соседке принести ребёнка. Сообразительная женщина умыла малыша, переодела в чистое и вынесла на улицу.

Заезжий человек осторожно взял на руки хорошенького круглолицего мальчика с ясными голубыми глазами. Тот не расплакался, не испугался чужака, а с интересом стал разглядывать. А потом вдруг крепко вцепился пухлыми ручонками в красивую окладистую бороду.

«Ух ты, пострелёнок какой!», — удивлённо воскликнул мужчина. Быстро завернул малыша в платок жены и забрал с собой. Так дедушка попал во «взятыши», как в тех местах называли приёмных детей.

Мальчик вырос, стал носить фамилию Смирнов, закончил церковно-приходскую школу, а потом курсы бухгалтеров. Женился, но, к сожалению, рано овдовел, поэтому младшего сына, моего папу, с пятилетнего возраста воспитывал один.

Он достойно прожил свою жизнь, дал детям высшее образование, позже помогал нянчиться с внуками. Дедушка всегда с благодарностью вспоминал своих родителей, а их фотография, с которой строго смотрели простые добрые лица, долгие годы висела на видном месте в том самом отцовском доме на берегу Волги.

Эту историю позже ему расскажет родная бабушка, та самая кухарка, которая после смерти названных родителей, разыщет внука и до своего последнего часа будет помогать вести нехитрое хозяйство.

***

В июне 2018 года мы отметили 80-летие папы. Решили не собирать гостей, не устраивать большого домашнего застолья, а просто отвезли его на Родину. Заказали в городе гостиницу, забронировали ресторан, и, конечно, побывали в дорогих для него местах.

Больно и грустно было смотреть на завалившийся дом с продавленной крышей, на запущенный сад.

Всё что осталось от родового гнезда
Всё что осталось от родового гнезда

И только над старой, но все еще могучей берёзой время, казалось, было не властно. Разросшаяся до невероятных размеров с потрескавшейся корой, она до сих пор стоит на высоком берегу Волги как напоминание о дедушке и далёком папином детстве.

Род продолжается
Род продолжается

Спасибо, что дочитали до конца. Если история понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.