Найти в Дзене
Психолог Юлия Мурашева

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. РЕАЛЬНАЯ МУЗА.

Всем привет!

Жизнь богата и разнообразна в своих проявлениях, в ней есть очень много плохого, несправедливого и страшного. Но вместе с тем в жизни есть очень много хорошего, чудесного и великого. В жизни есть очень много чудес.

Сегодня я хочу поговорить о чуде вдохновения, то есть о настоящей Музе.

Это история барона Петра Карловича Клодта, знаменитого и гениального российского скульптора,

                                                               Петр Карлович Клодт
Петр Карлович Клодт

и жены – Иулианы (Ульяны) Ивановны Спиридоновой.

                                                Иулиана (Ульяна) Ивановна Спиридонова.
Иулиана (Ульяна) Ивановна Спиридонова.

Пётр Карлович Клодт известен своими произведениями: Нарвские триумфальные ворота;

                                      Нарвские триумфальные ворота Санкт-Петербурга
Нарвские триумфальные ворота Санкт-Петербурга

Скульптурные группы на Аничковом мосту (Санкт-Петербург);

                                            Скульптуры на Аничковом мосту
Скульптуры на Аничковом мосту

работа над убранством Исаакиевского Собора: Для северного портика он выполнил горельефы “Несение креста” и “Положение во гроб”,

                                       горельеф "Положение во гроб”
горельеф "Положение во гроб”

а для Царских врат главного иконостаса - скульптуру “Христос во славе”; памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову; Памятник государю Николаю I. А мировую славу Клодт получил благодаря своим изображениям коней. Кони у него и правда, всегда получались как живые.

Но слава далеко не сразу пришла к талантливому скульптору. В достижении успеха ему помогла Муза.

На момент женитьбы на Ульяне, Петр Карлович прозябал в бедности, безвестности и полной безнадеге, не смотря на родовитых предков. У него не было богатых родственников, влиятельных друзей или восторженных покровителей.

Барон получил военное образование, успел несколько лет отслужить в армии, но вышел в отставку для того чтобы посвятить себя искусству. В 1830 году молодой Клодт поступил вольнослушателем в Академию художеств. Там он знакомится с основами ремесла под руководством знаменитого в те времена скульптора Ивана Петровича Мартоса.

                                                       Иван Петрович Мартос
Иван Петрович Мартос

Мартос заметил дарование Клодта, но предостерег от излишнего увлечения изображениями коней. Иван Петрович был убежден, что скульптуры коней не будут иметь коммерческого успеха. А потому, не считал Клодта перспективным учеником.

Но молодой человек был вхож в дом Мартоса, где встретил свою первую любовь – Екатерину Ивановну Мартос– дочь своего наставника.

Клодт искренне влюбился и, недолго думая, сделал девушке предложение.

Но родители девушки, а так же она сама не оценили пылких чувств влюбленного мужчины.

Клодту неделикатно объяснили, что он хоть и имеет титул, но не имеет хороших жизненных перспектив, а так же средств для достойного содержания прекрасной Катеньки.

Катенька для него слишком хороша. Однако, семья Мартосов не совсем отказала барону, а предложила девушку «попроще» - свою бедную воспитанницу (и прислугу) - Ульяну Ивановну Спиридонову.

                                        Ульяна Спиридонова и Петр Клодт
Ульяна Спиридонова и Петр Клодт

Это оскорбило молодого человека настолько глубоко, что он решил действительно жениться на Ульяне, и стать ей самым хорошим мужем (назло самолюбивым Мартосам).

Как ни странно, супруга стала Музой для Клодта, его настоящим счастливым талисманом. Сразу после свадьбы, барона П. Клодта пригласил к себе сам император Николай 1 и сделал личный заказ. Он поручил неизвестному скульптору слепить шестерку лошадей для Нарвских триумфальных ворот, которые перестроил Стасов.

Шестерка вздыбленных лошадей, колесницу Победы над пропастью стала первым крупным заказом скульптора и принесла ему широкую известность.

                              Нарвские триумфальные ворота Санкт-Петербурга
Нарвские триумфальные ворота Санкт-Петербурга

Император был очень доволен работой, а заказы потекли рекой. Скоро Петр Клодт стал настолько богат, что перестал считать деньги.

                          Квадрига Аполлона на фасаде Большого театра (Москва)
Квадрига Аполлона на фасаде Большого театра (Москва)

Со временем, скульптор стал не просто знаменит, а получил мировую известность. Его принимали сильные мира сего не только России, но и Европы, а лучшие мастера Италии, Германии, Франции считали за честь встретиться с ним или заманить его в гости.

Что же делала Ульяна? – Ничего особенного, просто жила с ним в любви и неге. Рожала детей, тратила деньги мужа, бывала в свете, а так же позировала художникам.

Получив отказ при сватовстве к дочери Мартоса, Клодт дал себе зарок, что его жена будет жить в довольстве и роскоши.

Из его воспоминаний: «Правильно Вы говорите. Два сапога пара, Уленька хлопочет с утра до вечера, я тоже трудолюбив. Вы считаете свою дочь принцессой, а я женюсь на ее домашней прислуге специально для того, чтобы весь свет видел, как жена Петра Клодта будет ходить «голодная» и «неодетая»...»

Скульптор искренне полюбил свою Музу. Полюбил настолько, что даже простил ей супружескую неверность. Всю свою жизнь Ульяна купалась в роскоши и ласках мужа.

Пока она была жива – был успех и деньги у Клодта. После смерти жены ушло и благополучие. Последние годы жизни Клодт проживал в относительной бедности. Однако, слава надолго пережила творца.

Я много раз писала о том, что становиться «музой» сложно, больно, недальновидно. И я не отказываюсь от своих слов: становиться музой это очень рискованное и очень опрометчивое решение.

Но существует еще одна, самая веская причина.

Причина, о которой многие забывают, становясь на тернистый путь муз: Музой невозможно стать, музой можно только родиться.

Муза не подталкивает, не заставляет, не пропихивает, не упрашивает, не создает условия, не хвалит и не создает настроение. Муза не делает ничего, что умещается в шаблон нашего представления о вдохновении.

Муза просто живет рядом с творцом, и этого оказывается достаточным, чтобы случилось чудо и человек начал создавать шедевры.

Это дар, это волшебство, это своеобразная магия (не люблю это слово, но иначе не скажешь). Дар этот или есть или его нет. И если его нет, то никакими стараниями, трудами и усердием отсутствие этого дара не компенсируешь.

Не стоит и пробовать.

#психология #психология отношений #деструктивные типы мужчин #отношения #отношения с мужчиной #семья #абьюз #здоровые отношения #выбор мужчины #клодт