На своем канале я не раз писала о разных отшельниках, не только об Агафье Лыковой. Кто-то, как Вишерская баба Сима, оказался в одиночестве по воле разных обстоятельств, а кто-то сознательно принял решение разорвать связь с обществом, как, например, чердынские скитники. Кто-то, как Владимир Красиков, даже живя в тайге, старается принести пользу людям, а кто-то снимает стримы и делает из этого шоу, как псевдохоббит с Ярославского шоссе. Сколько людей на свете, столько и разных историй, разных судеб. Сегодня я хочу начать рассказ об отшельниках Башкирии.
Известный журналист, путешественник и географ Н.А. Рундквист в одной из своих книг рассказывал о том, как часто в его путешествиях по уральской и башкирской тайге ему и его товарищам встречались вроде бы ничейные избушки, спрятанные в укромных уголках, где нечасто оказываются путешественники или туристы.
Так однажды белорецкие краеведы, изучая Иремельский горный массив, оказались в ситуации, когда до запланированного места ночевки дотемна добраться не успевали. Пришлось им искать ночлега в лесу. Случайно приметив еле заметную тропку, пошли по ней, удивляясь тому, что поворот на нее был тщательно кем-то замаскирован. Стежка привела к большой поваленной ели. Вроде бы ничего особенного, вот только в одном месте в стволе и густых ветвях дерева виднелся аккуратный проход, пропиленный и заложенный крепкими жердями.
Зайдя внутрь, путники очутились в аккуратном, спрятанном от посторонних глаз маленьком дворе, образованном четырьмя такими же поваленными елями, вершина каждой из которых лежала на комле соседней. Внутри этого скрытого дворика выходил на поверхность небольшой ручеек, рядом лежала каменная плита, на которой было оборудовано кострище. А перед плитой стоял ладный шалаш, чистый и сухой. Внутри было сколочено двое нар, застеленных сеном, а рядом с шалашом аккуратно сложены приготовленные дрова. Шалаш был пуст, хозяина нигде не было. Но путники не раз вспоминали его добрым словом за оборудование лесной заимки.
Сам Н.А. Рундквист тоже как-то набрел на подобную избушку, когда случайно был вынужден заночевать в тайге. Только в его случае заимка оказалась обитаемой - в ней жил мужичок, давным давно не выходивший к людям. И самым удивительным для путешественника оказалось то, что больше всего хозяин избушки обрадовался недельной давности газете, в которую был завернут кусок сала, принесенного Николаем. Отшельник жадно перечел ее всю, удивившись, что Брежнев еще жив (а было это в начале восьмидесятых).
Рядом с избушкой стоял небольшой курятник, где квохтали куры и зеленел овощами крохотный возделанный клочок земли. Но самое удивительное краевед отметил утром, когда хозяин заимки за полчаса вывел его к "железке", а еще через час тот был в Белорецке. Все дело в том, что накануне путешественника сначала долго везли на машине, затем он шел пешком, заблудился... А оказалось, что такие неизвестные, глухие места можно встретить чуть ли не сразу возле околицы.
В следующей статье я расскажу о других отшельниках башкирской тайги, так что подписывайтесь на мой канал, если вам интересны подобные истории. А статьи о других отшельниках можно найти здесь:
Странная община в затерявшихся в лесах Чердыни деревне
Быт современных старообрядческих скитов на Енисее
Отшельник XXI века. Фальшивая жизнь поддельного хоббита
Уральская Агафья Лыкова. Можно быть отшельницей, но помогать людям