В одной из прошлых статей речь шла о гнилых местечках, которые использовались британскими лендлордами для создания дисбаланса между двумя палатами британского парламента. Сегодня в центре внимания окажутся карманные местечки или районы – схожий процесс, но не тождественный по отношению к гнилым местечкам.
Карманные местечки появляются практически одновременно с гнилыми. Различные города и территории получали от английского короля грамоты на право представительства в парламенте на протяжении многовековой парламентской истории. Но процессы модернизации повлекли за собой полное или частичное опустение территорией, за которыми оставались представительские привилегии.
Карманные местечки или районы можно рассматривать как территории (города или различные округа), которые сохраняли за собой право парламентского представительства, но находились под фактическим контролем местных лендлордов. До проведения электоральной реформы в 1832 году закон не регулировал особенности управления, формирования и голосования таких местечек, что позволяло высшему сословию использовать свои территории в угоду своим политическим и сословным интересам, нарушая в реальности демократические принципы даже того времени, так как такие большие города как Манчестер и Бирмингем не имели ни одного представителя в британском парламенте. Они не имели королевских грамот на представительство, так как были сравнительно молодыми городами, которые уже не получали такого права, как старые города и территории.
В чем разница между карманными местечками и гнилыми?
В современной науке эти местечки часто рассматривают как синонимы, что является однозначно ошибкой. Строго говоря, между двумя этими понятиями есть одно ключевые различие, несмотря на институциональное сходство.
Гнилые местечки являлись обезлюдившими избирательными округами, которые сохранили за собой право на парламентское представительство. В таких округах население отсутствовало из-за промышленной революции, которая заставила жителей маленьких и отдаленных местечек перебираться в большие города, в которых развивалось производство. Право на представительство за такими местечками оставалось фактически в руках местного лендлорда, который самостоятельно назначал представителей в Палату общин, что приводило к неформальному контролю со стороны Палаты лордов.
Карманные местечки появились при схожих обстоятельствах, то есть промышленной революции, только их нельзя считать полностью обезлюдившими. В карманных местечках было небольшое количество местного населения, зависимого формально и неформально опять же от местного лендлорда, который довольно спокойно продвигал своих кандидатов. Местное население в реальности не пользовалось своим избирательным правом, находясь в зависимом положении.
Следовательно, и гнилые местечки, и карманные местечки стоит рассматривать как избирательные округа, которые находились под пристальным контролем и управлением лендлорда, имевшего возможность проводить в Палату общин своих кандидатов, а это приводило к нерепрезентативному составу парламента.
Ликвидация карманных местечек
Карманные местечки были ликвидированы вместе с гнилыми местечками в ходе избирательной реформы 1832 года. В 1830 году после очередных парламентских выборов, проходивших на фоне Июльской революции во Франции, премьер-министром стал Чарльз Грей, который в 1831 году со своей партией вынес на парламентское обсуждение «Билль о парламентской реформе». Одним из пунктов было предложение ликвидировать карманные и гнилые местечки. Палата лордов отвергла Билль, что привело к забастовкам рабочих в 1832 году. Лорды были вынуждены уступить и принять Билль. После реформы парламентские мандаты ликвидированных карманных и гнилых местечек достались крупным промышленным городам, не имевшим до этого представительства в парламенте.
__________________________________________________________________________________________