Найти тему

Жизнь в черно-белом цвете лучшей джазовой певицы

Обложка графического романа Billie Holiday (1991)
Обложка графического романа Billie Holiday (1991)

Существует видеозапись песни Strange Fruit, сделанная в 1959-м году. Там Билли Холидей, стоя у порога Смерти, словно Её верный вестник, погружает восприимчивого зрителя/слушателя в чернильную тьму терзаний и боли, в рукотворную пещеру кошмаров, из которой сама Билли пыталась вслепую выбраться всю свою жизнь, голосом несчастного котёнка прося о помощи.

Стихотворение “Странный плод”, беспощадный документ эпохи, написал в 1937-м еврей-коммунист, выходец из Российской Империи Абель Мирополь, позднее положивший его на музыку. Холидей записала песню в 1939-м, завершив создание шедевра, подкрепив собственным опытом историю о негре, покачивающемся в ветвях в саване, сотканном ласковым южным ветром.

Элеанора Фэйган (Холидей – фамилия папаши) родилась весной 1915-го, но через 11 лет её весну оборвал насилием пьяный сосед. Мать, спасаясь от депрессий Великой депрессии, увезла дочь из Филадельфии в Нью-Йорк, где обе были арестованы за проституцию в 1929-м. Элеаноре было 14.

-2

Пролог в графическом романе – слова самой Билли Холидей, произносимые ею посмертно, заключённые в оттиск на бумаге так же, как песни её заперты на дисках лонгплеев. Начало сбивчивого повествования: Нью-Йорк, 1989-й год, поздний вечер субботы в безымянном издательстве. Безымянный репортёр просит помощницу найти все материалы про джазовую певицу для центрального материала воскресного выпуска. Певица умерла 30 лет назад, а он её даже не слышал. Со страниц разносится “Just One Of Those Things”.

-3

Мегаполисы США в начале тридцатых вовсю окультуривали обывателя: джаз разной степени тряскости застревал в клубах табачного дыма, покуда меломаны дегустировали канадский/кубинский чай, чаще клопомор местной подпольной перегонки. Конферансье, напившись чаю, подолгу выговаривал “Элеанора”, пришлось взять неженственное “Билли”, да и с фамилией Фэйган выходили конфузы, пригодилась отцовская. Билли начала выступать в клубах, максимально непохожих на респектабельный “Коттон”, кто подсадил её на героин – сутенёр или антрепренёр – неизвестно, но за пару лет выступлений голос и фразировка юной певицы приобрели необходимую остроту и лёгкость вкупе с тонкой вуалью надрыва. Такой её обнаружил в 1933-м знаменитый продюсер Джон Хэммонд. Такой она впервые предстала перед солидной публикой в составе оркестра знаменитого кларнетиста Бенни Гудмана.

-4

Графический роман не делает реверансов никому: то, что выискивает репортёр, спрятано вдалеке от софитов и фраков – подворотни в стиле нуар, где света ещё меньше, чем на полотнах Караваджо, лица пугающе гротескны и сочатся пороком. Леди Дэй бьётся канарейкой в клетках комиксовых панелей. На некоторое время её одиночество разделяет Лестер Янг, гениальный до безумия саксофонист, исчезает, появляется вновь, чтобы снова, уже навсегда, исчезнуть.

-5

После 1939-го влияние и популярность Билли Холидей стали расти вовне, одиночество разрасталось вглубь. Она больше не была в тени больших оркестров, ограничив до небольших комбо состав аккомпаниаторов, но вне сцены ей подыгрывали старые знакомые – шприц и бутылка, добавляя наждачности голосу. Эти пристрастия сделали Билли уязвимой перед внутренними органами, как государственными, так и в собственном организме. Последнего ареста Леди Дэй не пережила, скончавшись в больнице с полицейским за дверью. Величайшей Джазовой Певицы не стало 17.07.1959.

Прощальная композиция графического романа – “Lover Man”, которую Билли посвящает Лестеру, опередившему её на четыре месяца. Безымянный репортёр проживает ночь, следуя по течению судьбы Билли Холидей под парусом её песен. Он не останется прежним.

-6

Ссылка на комикс в оригинале статьи:
https://rockthistown.ru/billie-holiday-munoz-sampayo/

Об авторах

Аргентинцы Хосе Муньос (графика) и Карлос Сампайо (текст) – давние подельники: их дуэт создал серию мрачных криминальных комиксов Alack Sinner, вдохновивших Фрэнка Миллера на создание “Города Грехов”.

Хосе Муньос и Карлос Сампайо
Хосе Муньос и Карлос Сампайо

Работа “Билли Холидей” – страшная, местами уродливо-сюрреалистичная, душераздирающая и абсолютно необходимая. Оригинал вышел в 1991-м году, не имея ничего общего с политической повесткой.

На русском книгу выпустило издательство “Бумкнига”, снабдив предисловием от Франсиса Марманда, крупного литературного и музыкального критика. Единственным минусом издания, на наш вкус, является формат 60х90,1/8, который слегка великоват для данных панелей. Но это пустяк в сравнении с возможностью обладания культовым графическим произведением, не говоря уж о возможности чтения оного на родном языке. Рекомендуется всем людям хорошего вкуса и доброй воли. Adios, как говорят аргентинцы.

-8

Дружище! Cтавь лайки, пиши камменты и подписывайся на канал RockThisTown! Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!