Есть в Голливуде такие проекты, с которыми ровно всё идёт наперекосяк. Сколько бы ни пытались переписать сценарий, подобрать самых знаменитых актеров, на сколько бы ни был амбициозный и многообещающий проект, он каждый раз проваливался.
Такая вот чёрная вуаль уже давно тянется за проектами, по мотивам "Дюны" Фрэнка Герберта. И кажется, тьма, наконец, отступает. Неужели Вильнёву удалось разрушить проклятие?
Итак, для тех, кто не в курсе, почему же я называю "Дюну" "прОклятой", расскажу всё по порядку.
С самого момента издания книги, еще в начале 60-х, "Дюна" получила просто бешеную популярность. Она удостоилась нескольких премий и стала одной из самых популярных научно-фантастических работ своего столетия. Разумеется, не за красивые глаза писателя книга была этим удостоена. "Дюна" многослойная, интригующая, затрагивающая самые разные аспекты жизни: от политики до семейных уз и даже экологии. Такой сложный, захватывающий (и, разумеется, популярный) мир, не мог пройти мимо киноиндустрии.
Права на экранизацию "Дюны" буквально оторвали с руками. Немало режиссёров хотели заниматься её съёмками. И первому, кому посчастливилось приступить к съёмкам, стал до неприличия известный своими сюрреалистическими фильмами Алехандро Ходоровски.
"Дюна" Алехандро Ходоровски или "самый великий неснятым фильм"
О, это прекрасная и удивительная история, друзья мои!
Прочитав книгу, Ходоровски в своей манере решил, что просто пересказать текст на экране - это слишком скучно. И загорелся идеей сделать нечто экстраординарное. Объединяющее всю культуру своего времени. Огромная, эпатажная и психоделическая космоопера от великого Алехандро Ходоровски! Звучит...немного безумно. Но интригующе, не правда ли?
Ходоровски подошёл к делу очень основательно: играть в фильме должны были Дэвид Кэррадайн, Орсон Уэллс и такой же экстравагантный гений своего времени - Сальвадор Дали. Кстати говоря, Дали, мечтая стать самым высокооплачиваемым актером Голливуда, попросил за свою роль ни много ни мало, а $100 000 за каждый час. И Ходоровски на это согласился. Раскадровкой всего фильма и созданием концептов мира занимались такие художественные титаны как Ханс Руди Гигер, Жан Жиро и Крис Фосс. Спецэффектами - Дэн О’Бэннон, подающий в то время большие надежды. Музыку же должны были написать сами Pink Floyd. Начало просто умопомрачительное! Но почему фильм так и не увидел свет?
Что ж, большую роль тут сыграл сам Ходоровски, вступая в конфликт со студией и никак не желая идти на компромиссы. Студия требовала от него фильм, идущий часа два и понятный аудитории, пусть даже немного эпатажный. Ходоровски такой расклад крайне не устраивал. Его идея, по его мнению, занимала не менее 11 часов, а то и все 12. Плюс ко всему, Ходоровски полностью изменил финал книги, практически превратив главного героя в живую планету.
Сами съёмки так и не стартовали. Когда Ходоровски пришел на студию и принёс все наработки (которые он собирал уже 5 лет) студия и продюсеры пересчитали необходимый бюджет и поняли, что он поднялся от предполагаемых $15 млн. до просто ужасающих $90 млн.. И это сейчас уже никого не удивить фильмом, с бюджетом более $100 млн., а тогда деньги были крайне внушительными. И проект закрыли. Обидно и досадно. Благо, наработки не пропали даром. Концепты разошлись по Голливуду, оказав большое влияние на киноиндустрию. Часть идей оттуда потом использовали при съёмках "Чужого" Ридли Скотта и "Звездных войн" Джорджа Лукаса. А вот "Дюна" Ходорковски так и не родилась. И осталась в истории кино "самым великим неснятым фильмом".
Дюна (1984)
Следующим режиссёром, решившим "испытать удачу" и снять "Дюну" стал никто иной как Дэвид Линч. И снова у нас сюрреалист за штурвалом "Дюны". Стало быть, куда смотрит студия? Ну да ладно. Не зря же британская газета The Guardian назвала его «самым важным кинорежиссёром нынешней эпохи».
Хоть и в этот раз студия не была на столько скупа на бюджет фильму, его решили всё же не раздувать и пригласить играть малоизвестных актёров. На главную роль был назначен Кайл Мерритт Маклахлен (будущая звезда Твин Пикса). Линч сам заметил тогда еще никому неизвестного актёра на шекспировском фестивале в Ашленде в 1982 году. Возможно, именно это знакомство и его главная роль в "Дюне" полностью изменили судьбу Кайла.
Но вернёмся к фильму.
Начало положено, актеры выбраны, сценарий готов, можно и приступать к съёмкам. И вот тут уже начались проблемы.
Всем очень хотелось, чтобы пейзажи пустынной планеты Арракис выглядели как можно более реалистично. Стало быть, съёмки нужно проводить в настоящей пустыне! Почему бы и нет? Сказано - сделано. Выбрали пустыню Самалаюка в Мексике. Но оказалось, что не очень то она и похожа на Арракис. Слишком уж много камней, растительности и всякого мусора, которого там быть не должно. Что делать? Расчищать! И только на это дело ушло два месяца.
Хорошо, пустыня готова, в павильоне на мексиканской студии поставлен весь необходимый реквизит, можно приступать. И снова проблема. Снимать, оказывается, можно только утром: где-то с 5 и до 10 часов утра. В другое время стоит просто невыносимое пекло (хотя, чего вы хотели, это же Арракис).
Ну хорошо, снимаем, сколько можем. И тут снова проблема. Вернее, несчастный случай. Юрген Прохнов (сыгравший Лето Атрейдеса) получает на съёмках травму. Есть несколько версий произошедшего, и по основной в павильоне, где проходили съёмки, взорвалась одна из осветительных ламп, из-за чего Юрген получил ожоги лица первой и второй степени.
Но, как бы там ни было, съёмки окончили и фильм вышел в прокат. И ровно тут же с треском провалился.
Не смотря на то, что у фильма была потрясающая рекламная компания, на то, что его хвалили ещё до выхода и предрекали успех (даже тематические игрушки выпустили), фильм безоговорочно утонул. Его полностью растоптали как зрители, так и критики. Ругали ровным счётом за всё: слишком дёшево выглядит, для своего бюджета, слишком запутанный, слишком тяжёлый, слишком переделали оригинал. Критики ругали Линча, Линч ругал студию, говоря о том, что финальная версия фильма была смонтирована без его участия. А в итоге, Линч и вовсе открестился от "Дюны", стараясь забыть её, как кошмарный сон.
И снова мнообещающая экранизация рухнула. При бюджете в $40-42 млн. (по разным источникам) в прокате "Дюна" смогла набрать лишь $27 млн..
Изначально, Линч планировал снять трилогию, но после такого оглушительного провала, об этом уже не могло быть и речи. И, не смотря на то, что со временем к данной экранизации стали относиться чуть лучше, и образы именно этой "Дюны" использовались в одноимённой игре, выпущенной в 1992 году, никакого продолжения не последовало.
Дюна (мини-сериал)
Такой потрясающий провал позволил студиям забыть о "Дюне" на какое-то время. Но ведь нельзя просто так взять и забыть о такой перспективной франшизе, не так ли?
Именно так родился на свет мини-сериал "Дюна", состоящий из трёх эпизодов.
Нет, в этот раз не будет долгой и трагичной истории провала.
Права на телевизионную адаптацию "Дюны" заполучил продюсер Ричард П. Рубинштейн. Он считал, что длинные и сложные истории стоит экранизировать в виде сериала. И вовсе не прогадал. Мини-сериал был неплохо воспринят и публикой, и критиками. Сериал получил две премии "Эмми", продолжение (так же в виде мини-сериала в 3 эпизода под названием "Дети Дюны") и всё еще остается в топе лучших сериалов на Sci-Fi Channel. Удачненько всё, не так ли? Но всё же, в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Сериал критиковали за некоторую "незрелость" сценария, за то, что он достаточно дёшево выглядит, а так же за то, что некоторые моменты на экране выглядят слишком "нудно". Как говорится: покритикуют и перестанут. В итоге же сериал не стал провалом? Разумеется не стал.
Но всё же, сериал - это не широкий экран. И не способен собрать такую же кассу ( по крайней мере, сериалы в ту пору были на это не способны). А значит, "Дюна" продолжает грустить.
Дюна (2021)
Спустя 18 лет с последней экранизации, рождается новая "Дюна". И путь становления новой "Дюны" так же был непростым.
Сначала Paramount Pictures приобрела права на экранизацию, ещё в 2008 году. Но все предполагаемые режиссёры разбегались из проекта как ошпаренные. Не найдя режиссёра, компания отказалась от идеи экранизации, и права на "Дюну" вновь вернулись на телевидение.
И вот, наконец, в 2016 году, компания Legendary Pictures объявляет о приобретении прав на экранизацию. И этим событием тут же заинтересовался Дени Вильнёв. Вильнёв говорил, что экранизировать "Дюну" - это его мечта. И считал, что с его опытом в научно-фантастических фильмах ("Прибытие", "Бегущий по лезвию 2049"), "Дюна- это его мир". И студия, без каких либо проблем отдала пост режиссёра ему. И, как мне кажется, не прогадали. Сценарий и концепты делали с любовью к оригиналу и с вниманием к мелочам. Например, дизайн всеми любимых песчанный червей, был вдохновлён внешним видом и перемещениями усатых китов. А для большей естественности, звук песка был не записан в студии, а использовались реальные записи звука движущихся песков в Долине Смерти.
Бюджет фильма значительно вырос с прошлых времён. Студия выделила на производство $165 млн.. В главных ролях появились знаменитые актеры: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Дейв Батиста, Зендея, Аквамен... ой, то есть Джейсон Момоа и многие другие. А съёмки, на этот раз, прошли достаточно гладко.
Выйти в прокат картина должна была ещё в ноябре 2020 года. И, к сожалению, все мы знаем причину переносов кинопремьер в этом году.
В попытке адаптироваться с тяжелой ситуацией, многие киностудии стали выпускать фильм одновременно на стриминге и в широком прокате. И хотя Вильнёв был против выпуска "Дюны" на HBO Max вместе с выходом её в кино, "Дюну" всё равно выпустили на стриминге 21 октября (за день до начала проката в США и Канаде). На сколько это был разумный шаг - не нам судить. К данному моменту, сборы "Дюны" составляют $330 млн.. И прокат ещё продолжается. А на HBO Max за первый уикэнд картину посмотрели 1,9 млн. пользователей. И кажется, студию такой результат более чем устраивает.
Картина была очень неплохо встречена и критиками, и зрителями. Все оценки у неё выше среднего. А студия уже успела официально анонсировать продолжение, которое было назначено на 2023 год. Разумеется, Дени Вильнёв вновь вернётся на пост режиссёра. И это не удивительно. Вильнёв изначально видел "Дюну" минимум в двух частях. Считая, что такую историю просто невозможно уложить в один фильм.
Кажется, у "Дюны" на больших экранах настал светлый период. По крайней мере, перспективы явно проглядываются. Так что будем верить и надеяться на лучшее.
А что до меня? По моему мнению, новая "Дюна" Вильнёва стоит потраченного времени. И да, в идеале, её всё же лучше смотреть в кинотеатре. Визуал на все 100% стоит того. Масштаб, от которого захватывает дух, прекрасные линии и мир, погружающий в себя. И как же здоров, что Вильнёв не сюрреалист!
А как вам новая "Дюна"? Считаете ли её экранизацией, которая развеяла проклятие полнометражных фильмов по этой вселенной? Или Вильнёв не стал принцем, уничтожившим злые чары?
Спасибо, что читаете! Сделано с любовью к кино специально для Вас ♥