Вчера, 7 ноября, многие федеральные СМИ озаботились ростом цен на автомобильное топливо. К этому их подстегнуло мнение аналитиков, опрошенных «Российской газетой». Ньюсмейкеры считают, что в течение 2021 года розничные цены на бензин в среднем выросли почти на 7%, между тем как уровень заявленной инфляции на текущий момент составил 6,52% – налицо опережение. Минувший октябрь они назвали наихудшим периодом за год: в среднем цены на бензин выросли на 41 копейку, а на дизтопливо взлетели на 65 копеек. И, самое главное, все без исключения уверены, что темпы этого роста не снизятся до конца года. А там, как уже неоднократно убеждались потребители, не за горами традиционный январский рост, который, опять-таки традиционно, свалят на инфляцию.
На фоне общемирового роста цен на бензин и дизельное топливо, которые балансируют сейчас на уровне 20-30%, российские 7% выглядят на первый взгляд очень даже по-божески. Специалисты Минэнерго полгода уверяли, что все идет в рамках прогнозируемой инфляции, однако последние тенденции заставляют серьезно призадуматься. В сентябре пришлось применить почти «ручное» регулирование, прижав розничные цены, однако к ноябрю они все же обогнали уровень инфляции – пусть на сотые доли, каких-то 0,38%, тем не менее, все говорит о том, что цены к прежним значениям не вернутся.
Что, по мнению экспертов, повинно в упомянутом росте цен? На поверхности – многие АЗС находятся в убытке: продажи АИ-92 с конца января не рентабельны, АИ-95 – с начала лета, у дизтоплива разница между ценами на АЗС и себестоимостью производства приблизилась к нулю с апреля 2021-го. Если рассмотреть, из чего складываются розничные цены на бензин, можно с уверенностью выделить несколько категорий. Во-первых, налоги: акцизы, НДС, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и проч. занимают львиную долю, не меньше 60%. Далее идут расходы на розницу, затраты на переработку и транспортировку, при этом себестоимость добычи природного ресурса составляет примерно 11%.
В самом начале ноября вице-премьер российского правительства Александр Новак поручил своим подчиненным «посмотреть работу» демпфирующего механизма, чтобы в будущем скорректировать его по мере необходимости. Основания для пересмотра более чем достаточны: если раньше все наперебой говорили о том, что благодаря нашей налоговой системе бензиновая розница по стране защищена от мировой конъюнктуры, то теперь цены на нефть растут на глазах. А рост цены на нефть свыше $80 за баррель совпал с ростом розничных цен для конечных потребителей. Причем не только на «сетевых» заправках, но даже на «независимых», которым за крупными конкурентами не угнаться никогда. Сами автозаправочные предприятия объясняют это дорогими ж/д тарифами на перевозку топлива и фактической монополизацией рынка. Между тем, с нового года ожидается рост акцизов на топливо, НДПИ, а это значит, что вырастет себестоимость сырья, т.е. до нового ценового скачка один шаг.
Для того чтобы вытащить повсеместно российские АЗС из этого «ценового болота», эксперты придумали два способа: снижение оптовых цен на топливо или же увеличение государственного субсидирования при пересмотре демпфера (частичной компенсации разницы между экспортными рыночными ценами на нефть и российскими фиксированными ценами, установленными на экспорт бензина и дизельного топлива). Однако, учитывая, что демпфер будут корректировать лишь в будущем 2022 году, до Нового года розничные цены на автотопливо не упадут. Можно было бы надеяться на внезапное пикирующее падение мировых цен на нефть, но ради этого страны ОПЕК+, куда в числе прочих входит и Россия, должны были бы существенно нарастить добычу полезного ископаемого, а это в их планы не входит.
Демпфер хорош для работы на оптовых рынках – этот механизм используют, чтобы удерживать биржевые цены от резких колебаний: если на европейских рынках цена растет, отечественным нефтяным компаниям компенсируют примерно на 63% упущенную выгоду от значений, каких могли бы достичь, продавай они топливо исключительно на Запад. И это помогает удерживать внутренние российские розничные цены на уровне ниже не только европейских, но и в целом мировых. Одновременно надо понимать, что чем выше оказывается стоимость топлива на мировом рынке, тем существеннее «недоплачивают» нефтяным российским магнатам. Желание компенсировать своё вынуждает их поднимать цены на внутрироссийский опт, а следовательно, растет и цена в рознице. С начала года АИ-92 подорожал на 2,91руб., АИ-95 – на 2,93 руб., ДТ – на 2,46 руб. Не рекорд, но ощутимо.
Если вернуться из «заоблачных» мировых и всероссийских высот на тверскую землю, вот что происходит у нас в регионе. Средний ценник на топливо: АИ-92 – 45,74 руб., АИ-95 – 48,97 руб., АИ-98 – 58,70 руб., ДТ – 50,46 руб., ДТ Премиум – 52,19 руб. Динамику изменения средних цен за последние годы можно посмотреть тут. Заметно, что, несмотря на попытки стагнировать цены, они медленно, но неуклонно идут вверх. Цены на заправках Тверской области, включая ТНК, «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Шелл», «Лукойл», «М10 Ойл», ММК Petroil, BP и ряд «независимых», актуальные на начало ноября 2021, смотрите здесь.