В Китае проходят испытания двухместной версии истребителя пятого поколения J-20. Напомним, что в КНР действует классификация, согласно которой этот самолет приравнивается к 4-му поколению истребительной авиации.
По мнению автора издания Global Times Лю Сюаньцзюн, благодаря своему двухместному варианту, стелс-истребитель J-20 станет «мировым лидером в своем классе».
Ссылаясь на военных аналитиков и разработчиков средств боевой авиации, китайский автор пишет, что в новой версии J-20 «применены технологические решения, которые помогут ему переломить воздушный бой в свою пользу».
Новый вариант истребителя сейчас имеет неофициальное обозначение J-20S или J-20B.
С мнением о «мировом лидерстве» J-20B солидарен и другой китайский военный эксперт Фу Кьяншао – специалист по вопросам боевой авиации. Он отмечает, что двухместная модификация данного истребителя совсем не говорит о том, что самолет является учебным.
«Два члена экипажа расширят возможности экипажа и смогут решить больше задач».
В частности, рассматривается возможность его работы в связке с тяжелыми ударными беспилотниками, он также сможет выполнять роль командного центра для выполнения операции для других, уже пилотируемых средств авиации. Считается, что он будет эффективен и в случае активной работы ПВО противника.
Стоит обратить внимание на тот факт, что заявления о целесообразности расширения количества летчиков в кабине до 2-х стали поступать после того, как в Китае заговорили о необходимости внедрения систем искусственного интеллекта. Данные системы будут оказывать помощь летчику, а в дальнейшей перспективе – и вовсе позволят создать беспилотный вариант истребителя. В связи с этим есть предположения о том, что появление двухместной версии J-20 связано с проблемами внедрения в истребитель искусственного интеллекта в Китае.
Системы пилотирования на сегодняшний день еще не способны оказать значительной помощи в пилотировании и тем более не могут полностью заменить собой экипаж.