Найти тему

Комета, которая не взлетела (неудачный самолёт английского авиапрома)

Оглавление

В годы Второй #мировой войны #Британия активно развивала авиатранспорт, поскольку ей приходилось противостоять гитлеровцам на воздушном театре военных действий. Когда война кончилась, английские прототипы самолётов на реактивной тяге оказались наиболее передовыми и эффективными. Тут же возникла идея использовать скоростные летательные аппараты в доставке почты, а объёмистые бомбардировщики превратить в пассажирские лайнеры.

Комета, которая не взлетела
Комета, которая не взлетела

Опыты #авиаконструкторов фирмы De Havilland Aircraft Company обнадёживали. Экспериментальные машины взмывали на высоту в 11 километров и мчались хоть в Америку, хоть в Австралию, не опасаясь обледенения. Мир рукоплескал, конкуренты грызли локти, а British Overseas Airways Corporation (BOAC, «Британская корпорация заграничных аэромаршрутов») заказала Ди Хэвиленду 25 самолётов.

Блистательное начало

«Комета» - такое имя дали первому реактивному лайнеру - поражала красотой. Изящество фюзеляжа подчёркивала зеркальная окраска нижней части лайнера. Размашистые крылья бугрились мускулами двигателей, прижатых к корпусу. Прямоугольные окна пилотской кабины и пассажирского салона выглядели динамично и современно.

«Комета» - такое имя дали первому реактивному лайнеру - поражала красотой.
«Комета» - такое имя дали первому реактивному лайнеру - поражала красотой.

Выпуская самолёт на линию, BOAC сулила: «Каждую минуту вы будете преодолевать восемь миль дороги на восьмимильной высоте - и не встретите ни облачка на своём пути!» (Every minute you will overcome eight miles of road at an eight-mile height - and you will not meet a cloud on your way!)

Публика увлечённо бронировала билеты, в то время как пилоты невесело усмехались: окна кабины запотевают, гидравлика ненадёжна, системы с электроприводом часто перегреваются. Изнутри кабина пилотов напоминала тесную каморку с одеялами на потолке и циферблатами приборов вместо стен.

«Не беда! - успокаивали их конструкторы. - К неудобствам привыкните, детские болезни самолёта - вылечим!» (Get used to the inconvenience, childhood illnesses of the plane - we will cure). Неприятности начались через год.

Ящик Пандоры открылся...

Весной 1953 года авиалайнер Comet стартовал из Калькутты. На борту находилось 43 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы машина попала в центр грозового шторма и разрушилась. Люди погибли. Экспертная комиссия сочла, что причиной катастрофы явились сверхнормативные нагрузки, возникшие из-за внезапных шквалов.

Индийские метеорологи возражали: параметры непогоды не были фатальными. Скорость ветра далека от предельно допустимой, дождя самолёты не боятся... Их никто не стал слушать.

В январе 54-го катастрофа случилась с #«Кометой», следовавшей из Сингапура в Лондон через Рим. Прошло всего 20 минут полёта. Командир экипажа давал запрос на погоду по маршруту, но договорить фразы не успел. Рыбаки, наблюдавшие аварию с моря, сказали о взрыве, воспламенении и падении обломков в воду.

По мнению экспертов, произошло разрушение одного из двигателей. Разлетевшиеся лопатки турбин изрешетили фюзеляж. Взрыв оторвал крыло. Досужая публика судачила о безалаберности итальянских механиков, но в Риме самолёт только взял несколько тонн керосина и техническому обслуживанию не подвергался. Тем не менее, на всех машинах De Havilland заменили штатные турбинные кольца на упрочнённые. Снова начали летать.

В апреле того же года после кратковременной посадки в Италии упала ещё одна «Комета». Катастрофа произошла опять-таки через 20 минут после вылета. Санкции последовали незамедлительно. Лётный сертификат воздушного судна был аннулирован.

Расследованием установлено

Чтобы установить причину разрушения, проводились многочисленные испытания. Результативным стало одно: многократное изменение давления в салоне машины. Использовался лайнер, совершивший более 1200 успешных взлётов и посадок.

Герметичный корпус самолёта наполнили водой и стали чередовать высокое и низкое давление. Так имитировалась переменная нагрузка на металл фюзеляжа. На 3060-м цикле от уголков квадратных окон в передней части салона побежали трещины, после чего листовой алюминий порвался.

Резкая, взрывная разгерметизация #самолёта на высоте около 10 км - это мгновенная гибель людей и стремительное разрушение конструкций. Изготовитель поменял форму окон с прямоугольной на круглую, устранил десятки недостатков, обнаруженных плюс к тому, и к 1958 году выпустил самолёт модели «Комета 4». Эксплуатация «Комет» последних поколений продолжалась до 1997 года, но масштабы использования машины были небольшими.

Напоследок…

О сниженной прочности листовых материалов с остроугольными просечками #конструкторы, оказывается, знали с самого начала. Поэтому выбрали лист с гарантированным запасом толщины и прочности. Только гарантия эта оказалась несостоятельной...