Найти в Дзене

Архип Куинджи (1842-1910).Дарьяльское ущелье.Лунная ночь.1890-1895.ГТГ.

Как начинался творческий путь Архипа Куинджи. Мне понравилось, как подробно об этом написано у Галины Дятловой, в ее книге «Мастера пейзажа». Позволю себе процитировать фрагмент. «Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в семье грека-сапожника Ивана Христофоровича Еменджи (так записана фамилия художника в свидетельстве о рождении). В переводе с турецкого «еменджи» – «трудовой человек», именно таким и был Иван Христофорович, который, помимо сапожного дела, занимался хлебопашеством. Уже после смерти Ивана Христофоровича в переписи 1857 года появилась другая фамилия – Куинджи, с турецкого – «ювелир» (золотых дел мастером был дед Архипа Ивановича). Куинджи было всего три года, когда умерли его родители. Маленького Архипа вместе с другими детьми воспитывали родственники. Они и отдали мальчика в городскую школу. Учился Куинджи неважно. В десятилетнем возрасте его забрали из школы и определили на работу к строительному подрядчику, а затем к хлеботорговцу, посоветовал Куинджи отправиться в
Архип Куинджи (1842-1910).Дарьяльское ущелье.Лунная ночь.1890-1895.ГТГ.
Архип Куинджи (1842-1910).Дарьяльское ущелье.Лунная ночь.1890-1895.ГТГ.

Как начинался творческий путь Архипа Куинджи. Мне понравилось, как подробно об этом написано у Галины Дятловой, в ее книге «Мастера пейзажа». Позволю себе процитировать фрагмент.

«Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в семье грека-сапожника Ивана Христофоровича Еменджи (так записана фамилия художника в свидетельстве о рождении). В переводе с турецкого «еменджи» – «трудовой человек», именно таким и был Иван Христофорович, который, помимо сапожного дела, занимался хлебопашеством.

Уже после смерти Ивана Христофоровича в переписи 1857 года появилась другая фамилия – Куинджи, с турецкого – «ювелир» (золотых дел мастером был дед Архипа Ивановича). Куинджи было всего три года, когда умерли его родители. Маленького Архипа вместе с другими детьми воспитывали родственники. Они и отдали мальчика в городскую школу. Учился Куинджи неважно.

В десятилетнем возрасте его забрали из школы и определили на работу к строительному подрядчику, а затем к хлеботорговцу, посоветовал Куинджи отправиться в Феодосию к знаменитому художнику И. К. Айвазовскому.

В Феодосии юноша обучался у А. И. Фесслера, занимавшегося копированием картин Айвазовского.

Сам Айвазовский, владелец богатого особняка, не обратил на Куинджи никакого внимания, вероятно не разглядев в нем талант. Спустя много лет Архип Иванович писал: «Не знаю, почему меня называют его учеником. Я у него не учился никогда».

Но феодосийский период не прошел для него даром. В доме Айвазовского Куинджи впервые увидел настоящие картины, а не репродукции. Живопись знаменитого мариниста, а также красота Черного моря пленили мальчика, твердо решившего связать свою жизнь с искусством.

В Мариуполе Куинджи некоторое время работал ретушером в фотоателье. Вскоре он переехал в Одессу, где также зарабатывал на жизнь профессией ретушера.

В конце 1860-х годов Куинджи приехал в Петербург и стал вольнослушателем Академии художеств. Он рисовал гипсовые модели, изучал произведения известных мастеров в картинной галерее академии.

В Петербурге Куинджи познакомился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым. Вместе молодые художники посещали недавно открывшийся для широкой публики Эрмитаж.

Куинджи был беден и, чтобы иметь средства на жизнь, работал ретушером в фотоателье, благо, эта профессия ему была хорошо знакома. Он трудился в ателье с 10 утра до 6 вечера, а затем встречался со своими друзьями – молодыми художниками.

Рисовать ему приходилось рано утром. «Все утро от четырех до десяти в моем распоряжении», – говорил Куинджи товарищам. Денег часто не хватало, ведь нужно было не только чем-то питаться и покупать одежду, но и приобретать холсты, кисти, краски. Был момент, когда Куинджи, не выдержав, оставил живопись и своих друзей. Вскоре в одном из фотоателье его разыскал В. М. Васнецов. Ему удалось уговорить Архипа Ивановича вернуться в круг друзей и опять заняться искусством».

Далее текст мой.

Картина Дарьяльское ущелье написана уже зрелым мастером, в тот его период, когда Архип Куинджи на вершине своей славы перестает выставлять картины. Он много пишет, но свои произведения не демонстрирует на выставках. Публика не видит картины художник и постепенно забывает его.

Такое его творческое затворничество продолжалось почти 30 лет, до самой смерти.

В сегодняшней работе Куинджи пишет знаменитое Дарьяльское ущелье. Его отображали на своих картинах Айвазовский и Верещагин, настолько это место демонически прекрасно. В литературе мы можем встретить упоминание ущелья у Лермонтова, Пушкина.

Живописец применяет свой излюбленный композиционный прием – приближает передний план очень близко к зрителю, мы можем рассмотреть вот эти влажные от ночной росы валуны, блестящие под лунным светом.

За счет этого создается иллюзия бесконечно удаленного вглубь пространства.

Ну и конечно фирменная куинджевская светящаяся вода. По словам Ильи Репина иллюзия света была богом Куинджи, и не было равного ему в достижении этого чуда живописи.

#куинджи #куинджи картины #лунная ночь на картинах #дарьяльское ущелье