Трест «Мостострой-9» на рубеже веков и смены в стране общественного строя постигла та же печальная участь, что и многие другие бамовские организации. Сначала он, подчиняясь новым веяниям времени, акционировался. Из-за падения объёма работ численность мостоотрядов неуклонно сокращалась.
К 2002 году перед трестом встал вопрос о его переезде в Иркутск, поближе к основным заказчикам и партнёрам. В память о тресте остались здания, сооружения и названия в топонимике города. В бывшем здании треста на улице Кирова, 85А сегодня располагается отделение Пенсионного фонда и многочисленные офисы частных компаний.
Мы продолжаем читать исторические материалы Веры Таюрской под рубрикой «Усть-Кут: от стройки к стройке».
В 1974 году приказом Министерства транспортного строительства в Усть-Куте был создан и трест «Мостострой-9», его руководителем был назначен Иван Данилович Рассказов. Создавалась организация не с нуля, ей были переданы подразделения Мостостроительных трестов № 2 и № 8. Мостоотряд № 5 к тому времени уже находился в Усть-Куте и был занят на строительстве причалов Осетровского речного порта. Его и перебросили на берег Лены, где разворачивалось строительство первого моста через нашу реку.
И скоро вместо овощей на поле Якуримского колхоза выросли производственные базы, бетонный завод и рабочий посёлок. Начинался он с обычных вагончиков и деревянных бараков. Впрочем, здесь строились и домики с громким названием «коттедж». По тем временам он был мечтой многих семей бамовцев, сегодня их вид способен вызвать лишь снисходительную улыбку.
Основной задачей подразделений треста было строительство мостов, как и следовало из его названия. Первый мост через Лену был построен и сдан в кратчайшие рекордные сроки. Но это не единственный рекорд, который оставил после себя «Мостострой-9».
Трест, в чьи обязанности не входило строительство жилья и других социальных объектов, один из первых перешёл на строительство многоквартирных современных по тем меркам домов. И в этом во многом заслуга самого Рассказова, умевшего мыслить в государственном масштабе, и его единомышленников. В 1980 году на базе мостопоезда № 417 был создан мостоотряд № 102, который вплотную занимался строительством гражданских объектов.
В 1975 году на месте строительства ленского моста появился и жилой посёлок, жители которого нуждались в школе и детском саду для своих детей, клубе для проведения досуга, почте и других объектах. Строились они в основном силами мостоотрядов, в нашем случае – мостоотряда № 5. Любопытно читать протоколы заседаний постройкомов, которые активно занимались вопросами строительства основных объектов и организации быта строителей.
Вот на одном из заседаний председатель распекает начальника поезда за сорванные в очередной раз сроки ввода в строй школы в посёлке мостостроителей. Оправдываясь, руководитель говорит, что строит её без финансирования, что ему приходится отвлекать людей от основных объектов, что тоже грозит срывом плана, а за это по голове не погладят.
И слышит в ответ, что если к нему будут претензии со стороны проверяющих органов за строительство школы без финансирования, то постройком выскажет своё веское слово в его защиту, а если первого сентября 1976 года в школе не начнутся занятия, то будет поставлен вопрос о снятии его с должности. По этому же принципу в посёлке были построены не только школа, но и детский сад, почта, банно-прачечный комбинат, столовая.
Иван Данилович Рассказов в одном из разговоров вспоминал, на какие ухищрения ему приходилось идти, чтобы вместо времянок начать строительство многоквартирных домов. И сегодня в городе на улице Льва Толстого есть несколько пятиэтажных домов, а на окраине города – целый микрорайон, который народ назвал Мостоотрядом. А ведь первоначально он не входил в состав города Усть-Кута.
Это был самостоятельный посёлок. Старожилы помнят, что проезд по городу на общественном транспорте стоил 6 копеек, а вот до Мостоотряда уже 45 копеек. В состав города посёлок вошёл только в 1995 году. И, конечно же, нельзя не сказать о мостах, построенных подразделениями треста в нашем городе.
В качестве подарка городу был построен автомобильный мост через Куту, сейчас он разрушен и по разным причинам, в основном, из-за отсутствия финансирования, пока не восстановлен.
Спасибо, что остаетесь с нами)))
Не забывайте писать комментарии. Это важно!