Авва Пимен жил и монашествовал в Египте в IV-V веках. Он прожил долгую жизнь (около110 лет) и оставил после себя свои так называемый «Афоризмы».
Многие из них поражают своей глубиной, но один особенно выделяется своей глубиной и точностью. Он касается христианского восприятия жизни.
Нам часто приходится сетовать на тяжесть жизни как таковой. И это действительно так: жизнь вокруг все сложнее и мрачнее.
В то же время мы считаем себя христианами, а каждый христианин это по определению «воин Христов», призванный вести борьбу со злом в себе, а также, по словам апостола Павла, «духами злобы поднебесными».
Борьба эта не может быть легкой. Но когда мы начинаем сетовать на ее тяжесть, вот тут и очень к месту будет вспомнить изречение аввы Пимена:
· «Не воин Христов тот, кто жалуется на жребий свой».
И все становится на свои места.
Жребий – это наша христианская судьба. Она не может быть случайной – она точно подобрана в соответствии с нашими способностями, а тяжесть креста, носимого нами, точно соответствует нашим возможностям.
Так что жаловаться – это не просто бессмысленно и бесполезно, но еще и свидетельство нашего с вами недостоинства и малодушия.
На что мы чаще всего жалуемся?
Прежде всего, на внешние обстоятельства, в которых нам приходится жить.
Это, прежде всего, трудности с зарабатыванием денег и отношения с окружающими нас людьми.
Первое во многом результат нашего малого доверия Христу, Который Сам нам сказал по этому поводу:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться…». Мф. 6. 25.
Проблемы начинаются тогда, когда мы начинаем сомневаться в этих словах или когда желаем чего-то большего, чем «есть, пить и одеться».
Отношения с людьми у нас тоже не могут быть случайными. Люди посылаются Богом в том числе и для исправления наших недостатков.
Поэтому все нестроения с ними – повод обращения внимания внутрь себя, самопознания и начала борьбы с собственными страстями.
А все грехи и зло окружающих нас людей, даже если они нас касаются, должны именно проходить нас только «по касательной», не привлекая избыточного нашего внимания.
На них не только не стоит останавливаться, но по возможности вообще не замечать и даже скрывать, в том числе и от самого себя.
В этой связи полезен еще один афоризм аввы Пимена:
· «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».
Но также мы можем жаловаться и на внутренние обстоятельства нашей жизни, разного рода душевно-духовные нестроения.
И чаще всего эти нестроения связаны с нашей зараженностью мирским сознанием, с тем, что мы пытаемся усидеть на двух стульях – мирском и духовном - и никак не можем определиться, что для нас важнее.
Мы вроде как «воины Христовы», но нам почему хочется быть «счастливыми» по-мирски, и мы ищем это счастье и пытаемся слепить его по лекалам, предлагаемым окружающим нас падшим миром.
Мы ищем счастье во «второй половинке», семье, детях, деньгах, работе…
И забываем, что удел воина – это не «счастье», а служба и борьба, а подчас и прямая война со всеми ее военными тяготами и опасностями.
Что блаженны, по словам Христа, не «смеющиеся», а «плачущие». И что чувство спесивого и радостного самодовольства – одно из самых противных христианскому мироощущению состояний.
Многие наши внутренние роптания еще связаны с тем, что мы никак не можем примириться с окружающим нас злом.
Причем, что интересно, с вообще злом, злом, которое нас не касается, мы миримся легко. Мы легко соглашаемся, что мир «лежит во зле» и дескать – так это и есть и по-другому быть не может…
Но все это до тех пор, пока это зло не коснется нас непосредственно.
Вот тут и начинаются наши роптания и возмущения. И куда делось наше христианское смирение?
Мало того, забыв о заповедях Христа о прощении, мы не только не смиряемся с этим, лично направленным против нас, злом, но начинаем «восстанавливать справедливость» и порой доходим до прямого мщения.
И тут уж мы напрямую уподобляемся нехристианам, живущим по принципу «око за око».
О каком внутреннем спокойствии может идти речь, когда мы сами порой готовы воздавать за сделанное нам зло?
А между тем авва Пимен, напоминая истины Христовы, тоже дает прямое и ясное поучение на этот счет:
· Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу.
Но даже если не победит, ты не лишишься внутреннего чувства истинности подобного поведения, которое одно способно доставить утешение при всех внешних нестроениях.
В общем, подводя итог, еще раз вернемся к главному афоризму аввы Пимена.
Настоящий воин Христос не имеем права жаловаться на свою судьбу, какой бы она ни была.
«За все благодарите», - сказал апостол Павел, напоминая нам о том, что все, что с нами случается, происходит не без ведома Божьего.
Будем помнить об этом