Найти тему
На перекладных.

Русская эмиграция. Борис Арцыбашев - автор обложек культового американского журнала

В середине прошлого века в знаковом легендарном американском еженедельнике Time в качестве художников - оформителей работали сразу два русских эмигранта. Два Бориса - Шаляпин и Арцыбашев. Они рисовали обложки. Обложка - важнейший элемент издания, лицо журнала. В общей сложности они сделали более 600 обложек. Кроме общего имени они имели похожие судьбы. Оба эмигрировали из Советской России. И тот и другой являлись сыновьями знаменитых отцов. Но если имя Шаляпина гремело по всей России и Европе, да и в Америке его знали, то известность Арцыбашева - старшего была скромнее.

Борис Михайлович Арцыбашев.
Борис Михайлович Арцыбашев.

Сейчас вряд ли кто вспомнит его имя. Тем не менее, он был личностью интересной и в начале прошлого века весьма знаменитой. Это был писатель о котором говорили. Причем не абы кто. Куприн, Горький, Блок, наконец, Лев Толстой. Если они обсуждали его работы, значит они были его читателями. Чем он привлекал? Не литературным даром. Его тексты часто называли "вымученными", "выхолощенными". Интересовали его идеи. Он был ярым ниспровергателем существующих устоев. Герой его нашумевшего романа "Санин" нес антирелигиозный пафос, идеи разрушения семьи, исповедовал свободную любовь. Кроме того, Арцыбашев был мастером эпатажа, возможно, одним из первых. Его произведения изобиловали сценами насилия, убийств, описаниями эротических, сексуальных эпизодов. Фирменной чертой Арцыбашева были подробные рассказы о самоубийствах и смерти. Можно сказать, он имел на это право, поскольку в юности из - за семейных неурядиц совершил попытку самоубийства. Его чудом спасли. Но на всю жизнь остались травмы не только физические, но и душевные.

Михаил Арцыбашев. 1910 год.
Михаил Арцыбашев. 1910 год.

По иронии судьбы, когда случилась революция, он ее активно не принял. Хотя фактически она дала то, о чем он мечтал, что активно проповедовал в своем "Санине". Религия перестала стоять во главе угла, зашатался институт семьи, идеи свободной любви переставали казаться несбыточными. Существующий порядок жизни, препятствующий свободе, был упразднен. Но отсутствие старого порядка не понравилось Арцыбашеву. В 1923 году он выехал на родину матери в Польшу, став активным и последовательным критиком Советской России, полностью переквалифицировавшись из писателей в журналисты. Своей яркой и яростной публицистикой Арцыбашев заслужил похвалу Зинаиды Гиппиус, с не меньшим неприятием относившейся к новой России.

Несмотря на то, что Арцыбашев приветствовал и прославлял свободную любовь, себя узами брака он, тем не менее связал. Этот союз просуществовал недолго около 3 лет, но в нем родился сын Борис. Наверное, Михаил Арцыбашев был не слишком хорошим отцом. Но кое что сыну он все-таки передал. Во - первых, способности в рисованию. Начинал Арцыбашев - старший как художник. Даже занимался в Тенишевском училище, где в свое время учились Билибин и Серебрякова. Во-вторых, Борис Арцыбашев, возможно, унаследовал от отца особый душевный настрой, характеризующийся острым интересом к теневым сторонам жизни, к пограничным состояниям, к фантасмагорическим представлениям о событиях и людях. Причем, Арцыбашев - младший не только интересовался запредельными состояниями человека, но и мог о них рассказать в своей особой художественной форме.

Во всем остальном, в отличие от тезки Бориса Шаляпина, второму Борису приходилось рассчитывать исключительно на свои силы. Более того, отец запретил ему ссылаться на свое имя.

В 1917 - Борису Арцыбашеву - 18 лет. Он принимает участие в Гражданской войне. Когда Белое движение на Юге терпит поражение, Арцыбашев эмигрирует в Америку. Не в Европу, не во Францию, где осела большая часть русских беженцев, в США. Языка он не знает, денег и связей у него нет. Свой путь к сияющим вершинам американской мечты Борис начинает в граверной мастерской в качестве помощника иллюстратора. Осмотревшись, он понимает, что для реализации своих многочисленных талантов ему нужен хотя бы минимальный стартовый капитал, который не заработаешь в граверной мастерской. Арцыбашев, в отличие от отца, обладавший хорошим физическим здоровьем нанимается матросом на нефтеналивной танкер, и этот, необходимый ему, минимальный стартовый капитал в течение года зарабатывает. Теперь ему нужны какие-то заказы, чтобы выйти на клиентов, способных оценить его творческий потенциал. Он идет по, наверное, единственно возможному пути - связывается с русскими живущими в США. Оформляет интерьеры русских ресторанов и делает декорации к спектаклям балетной труппы Михаила Фокина, который работает в Америке. Русский балет всегда популярен. Его замечают. Среди новых клиентов издатели, и это, в какой - то степени, решает его судьбу. Иллюстрация станет одной из главных тем его творчества. Он рисует великолепно, в совершенно разных стилях и техниках и заслуженно получает премии от самых разных институтов, связанных с издательским и библиотечным делом.

Книга Бориса Арцыбашева с собственными иллюстрациями.
Книга Бориса Арцыбашева с собственными иллюстрациями.

В 1934 году первую обложку у Арцыбашева покупает легендарный, знаковый, культовый американский журнал "Time". И начинается его долгий двадцатилетний роман с этим изданием. Параллельно он работает для других изданий, не менее знаменитых, таких как "Life" и "Fortun", продолжает свою иллюстративную историю, кроме того мощно, интересно, необыкновенно талантливо трудится в рекламном бизнесе. С ним сотрудничают самые известные конторы Америки - Xerox shell oil, Pan Am, World Airways, Parker Pens и другие.

Обложка Журнала. Автор Борис Арцыбашев. Апрель 1956 года.
Обложка Журнала. Автор Борис Арцыбашев. Апрель 1956 года.

Но любовь к "Time" особая. с 1941 года он работает здесь на постоянной основе. Практически каждая его обложка - шедевр. За блестящее владение разнообразными художественными приемами его называют хамелеоном. Но его почерк всегда можно узнать. По особому внутреннему строю рисунка. Если обложки соотечественника Бориса Шаляпина скорее праздничны, гламурны, ироничны и позитивны, то в работах Арцыбашева больше сатиры, сарказма, едкой насмешки, отдающей иногда фантасмагорическим ужасом. Недаром считается, что его рисунки, в какой-то степени, предвосхитили некоторые кадры фильмов ужасов. Здесь можно уловить и некоторую родственную перекличку. Достаточно вспомнить названия фильмов, снятых по сценариям Арцыбашева - старшего - "Война", "Закон дикаря", "Мститель".

Особой художественной фишкой Бориса Арцыбашева был антропоморфизм - смешение в рисунках функций человека и машины. Машины наделялись функциями и характерами людей, а люди выглядели механистично, как машины. Здесь он достиг полного совершенства. Рисунки были необыкновенно остроумными, яркими, но иногда смотрелись жутковато. Это вполне в стиле Арцыбашева.

Автор Борис Арцыбашев.
Автор Борис Арцыбашев.

Его вклад в развитие этого культового журнала был настолько велик и настолько заметен, что его во время Второй Мировой войны пригласили стать советником в отделе психологической войны Госдепартамента США. Таким не совсем обычным образом была оценена степень его таланта и глубина воздействия его творчества на людей.

Автор  Борис Арцыбашев.
Автор Борис Арцыбашев.

С журналом "Time" от сотрудничал до самой смерти. Умер Борис Арцыбашев в 1965 году в возрасте 65 лет.