Найти тему

ВИДЕОКАРТЫ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Оглавление

Здравствуйте, я думаю, многие из вас хотели бы начать разбираться в компьютерах, что-ж по названию поста, я думаю вы поняли о чем пойдет речь.

(информация взята с различных источников, включая книги и сайты).

1.Названия видеокарт

Наверняка в названиях видюх вы встречали такие буквы, как "GTX"или "RTX". Но их названия казались совсем не понятным и сложно запоминающимся.

Дак вот:

  • GT — низкий уровень производительности, не подходят для игр и, как правило, устанавливаются в универсальные домашние компьютеры "для всего".
  • GTX — средняя и высокая производительность, подходят для современных игр и, собственно, устанавливаются в игровые компьютеры.
  • Quadro — для профессионального использования, подходят для сложных 3D-приложений и вычислительных симуляций. Сегодня на них делают рендеринг фильмов с современными спецэффектами.
  • RTX — новейшее поколение, которое делает графику в играх фотореалистичной. Видеокарты работают на новой архитектуре Turing, которая реализует технологию аппаратной трассировки лучей, отвечающую за реалистичность освещения — отражения, блики, тени в играх просчитываются в реальном времени.

Цифры в названии:

  • Первая цифра указывает на поколение видеокарты, например, 7xx, 10xx, 20xx. Чем выше эта цифра, тем новее видеокарта.
  • Вторая цифра — это положение модели в линейке, а также показатель производительности, например, 96х, 105х, 207х и другие. От того, насколько высокая вторая цифра в маркировке, зависит производительность видеокарты.
  • Третья цифра может принимать только значение 0 или 5. Если вы видите 0, то это первая версия модели, а когда пишут 5, то видеокарта была изменена и переиздана. К слову, модели с пятеркой в конце названия не всегда предлагают улучшенную производительность.

Что такое TI?

Ti - сокращенно "Titanium". И это означает превосходство над такой же моделью только без этой метки. К примеру, возьмем карты GTX560 и GTX560Ti. Вторая карта мощнее первой примерно на 5-10%. Ведь характеристики у карты с "Ti" немного выше. Короче говоря, производительность повышают не заводским разгоном, а установкой дополнительных блоков CUDA. В подробности здесь вдаваться необязательно и нужно запомнить лишь разницу.

Приписки:

У некоторых видеокарт есть приписки и их немного.

  • LE - указывает на то что видеокарта идет с урезанными характеристиками и стоит дешевле.
  • OC - версия с разогнанным ускорителем — overclocked.
  • Ti — говорилось уже выше, однако я бы хотел, чтоб вы понимали, что "Ti", - это тоже приписка.

Некоторые термины:

Перед пунктом "х-ка" вы должны познакомиться со следующими понятиями:

Реальная частота - это частота, на которой передаются данные.

Эффектная частота - это реальная частота умноженная на число бит, которые передаются за один такт. Если за один такт передается два бита данных, то эффективная частота будет в два раза больше реальной

Шина памяти - это шина, по которой память обменивается данными с графическим процессором. За один раз по этой шине может быть передано, соответственно, 128 или 256 бит.

Частота ОЗУ - также известная как частота памяти, относится к тактовой частоте модуля памяти. Тактовые частоты измеряются в герцах (Гц), где один герц соответствует одному тактовому циклу в секунду.

HBM(тип памяти) - это совершенно новый стандарт памяти, он обладает низкой рабочей частотой, но имеет очень широкую шину, благодаря чему обладает существенно более высокой пропускной способностью и значительно меньшими задержками.

Основные характеристики:

В принципе, теперь вы можете различить для себя карты и подобрать нужную, но вдруг вы хотите изучить это все подробней? Что-ж Постараюсь объяснить какая характеристика, что значит.(тут будут составляющие Видеокарты).

1.Объем видеопамяти:

От объема видеопамяти зависит производительность карты.(зависит не только от объема, но пока мы до этого не дошли поднимать тему не будем).

Объем измеряется в мегабайтах(мб), гигабайтах(гб), терабайт(тб) и т.д.

Но чаще всего в гигабайтах. И да, несмотря на то, что терабайты, петабайты и прочие являются единицой измерения объема памяти, на сегодня, максимальный объем памяти видюхи доходит до 48гб. А минимальный - 256мб.

2.Тип видеопамяти:

  • DDR (Double Data Rate) - расшифровывается как «удвоенная скорость передачи данных».Таким образом, за один такт передается вдвое больше информации. Увеличилось количество передаваемой информации, реальная частота памяти осталась неизменной. Вместе с этим появилось такие понятия как эффективная частота, которая стала в два раза больше реальной.
  • DDR2 - Оперативная память стандарта DDR2 пришла на смену стандарту DDR в 2003 году. Основное отличие DDR2 от DDR заключается в увеличенной вдвое частоте работы внутренней шины, по которой данные поступают в буфер «ввод-вывод». Передача на внутреннюю шину теперь осуществляется по технологии (4n-Prefetch), одной командой из массива памяти к буферу поступает 4 единицы данных.

P.S. напомню, что если вы все же встретите до селе незнакомые термины, то либо автор посчитал их не обязательными для понимания принципа действия, либо же посчитал их известными. В любом случае значение термина можно найти в интернете.

  • GDDR (Graphics Double Data Rate) - расшифровывается как двойная скорость передачи графических данных. На основе стандарта DDR для видеокарт в 2000 году был разработан новый стандарт памяти GDDR.

Несмотря на то, что они используются в разных устройствах, принципы работы и технологии для них очень похожи.

Главным отличием GDDR от DDR является более высокая пропускная способность, а также другие требования к рабочему напряжению.

Разработкой стандарта видеопамяти GDDR2 занималась компания NVIDIA. Впервые она была опробована на видеокарте GeForce FX 5800 Ultra.

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ВИДЕОПАМЯТИ:

Предыдущие типы тоже могут встречаться и по сей день, только на слабых картах, по типу GDDR3-GDDR4 и даже DDR3.

GDDR5 - Эффективная частота теперь в четыре раза выше реальной, а не в два, как было раньше. Таким способом удалось повысить эффективную частоту до 8 ГГц, а вместе с ней и пропускную способность в два раза. Рабочее напряжение составило 1.5V.

GDDR5X - улучшенная версия GDDR5, которая обеспечивает на 50% большую скорость передачи данных.

Cпособна функционировать на эффективной частоте до 11 ГГц. Данная память использовалась только для топовых решений NVIDIA 10 серии GTX1080 и GTX1080Ti.

GDDR6 - При покупке нужно внимательно изучить характеристики видеокарты, потому как разница в производительности меж GDDR5X и GDDR6 от типа памяти достигает от 5 до 15%. В то время как разница в цене совершенно несущественна.

А так, от GDDR5 практически не отличается.

3.Конструкция системы охлаждения:

Пассивное охлаждение:

Используется в двух случаях: для энергоэффективных (заведомо "холодных") видеокарт, а также для бесперебойной и тихой работы внутри дата-центров.

Плюсом такого решения можно считать полное отсутствие какого-либо шума от устройства и исключение износа движущихся элементов. Это полезно как для любителей тихих ПК, так и для крупных серверов, где не будет издаваться лишнего гула, а также отсутствует риск поломки вентиляторов от износа.

Минусов такого решения сразу несколько. Самое главное это высокие требования видеокарт к теплопакету, отчего эффективность пассивного охлаждения напрямую зависит от используемого материала и размера (массивности). Энергоэффективные видеокарты способны работать и с простым бруском алюминия, в то время как производительные видеокарты требуют куда большого внимания к дизайну радиатора, даже в условиях интенсивной продуваемости. Массивный радиатор куда эффективнее работает для более горячих карт, однако это способствует увеличению массы и размера, что может оказаться критичным. Поэтому для "горячих" карт используют вентиляторы, для дополнительного рассеивания тепла.

Турбинное охлаждение:

Данный тип охлаждения уже относится к активному охлаждению. Конструкция данного решения достаточно проста: центробежный вентилятор нагоняет весь воздух внутрь видеокарты и через радиатор выбрасывает его из корпуса компьютера через собственный вырез. Такое решение больше подходит для корпусов малого форм-фактора.

Плюсом такого решения является возможность дополнительного выброса горячего воздуха из корпуса, а также сравнительно небольшой размер. Такое решение подходит для малых систем, в которых имеется серьезная нехватка хорошего продува корпуса.

Из минусов можно считать низкую эффективность охлаждения, так как турбина выводит горячий воздух не только из радиатора видеокарты, но и сам воздух внутри корпуса, отчего карта не будет должным образом охлаждаться. Высокий шум, вследствие высоких оборотов турбины и их частый выход из строя, не говоря уже о сложности обслуживания и высоком риске выхода из строя видеочипа и других компонентов видеокарты.

Вентиляторное охлаждение:

Конструкция состоит преимущественно из радиатора и прилегающего к нему вентилятора. В зависимости от класса видеокарты, применяется разный дизайн охлаждения: от самого простого (брусок радиатора и один вентилятор), до более массивного (радиатор с медными теплотрубками и до трех больших вентиляторов).

Несомненным плюсом такого решения является удерживание приемлемых температур, за счет хорошего продува по всей плате. Это сильно уменьшает риск выхода из строя компонентов видеокарты. Также вентиляторы просты в обслуживании, их можно как обслужить, так и заменить на другие вентиляторы.

Из минусов: массивные размеры некоторых моделей позволят поместить их не во все корпуса, а маленькие размеры охлаждения снижают эффективность охлаждения, вплоть до повышения риска выхода из строя компонентов. Не каждый вендор сможет предложить хорошее охлаждение за вменяемую стоимость, однако есть возможность приобрести кастомное вентиляторное охлаждение.

Жидкостное охлаждение:

Самое эффективное из существующих типов охлаждения. Бывает двух видов: необслуживаемое, аналог процессорных "водянок" и кастомное, с полным покрытием элементов карты. Чаще всего используются для придания компьютеру имиджа и некоторой престижности

Главным преимуществом такого решения является высокая эффективность охлаждения (до полутора раз при сравнении с воздушным), которая позволит не только удерживать приемлемые температуры внутри корпуса, но и воспользоваться разгонным потенциалом видеокарты.

Но есть и пара минусов. У необслуживаемого жидкостного охлаждения водоблок прилегает только к видеопроцессору, в то время как чипы памяти и цепи питания остаются без хорошего охлаждения (пусть и прилагается вентилятор для обдува). А в случае поломки одного из элементов водянки: выходи из строя помпы или утечки хладагента, обслуживание или ремонт сильно затруднены.

Проблема кастомных СЖО заключается в высокой цене комплектующих и расходников, а также довольно тяжелый вес, что может погнуть слоты PCIe материнской платы. Поэтому используют усилители или "пересаживают" на райзеры в горизонтальное положение.

4.Интегрированные и дискретные карты:

Самое главное отличие содержится в названии: интегрированная видеокарта интегрирована в чипсет (т. е. видеочип является частью чипсета и память выделяется из оперативной памяти и всё это напаяно на материнской плате) , дискретная - отдельная видеокарта устанавливаемая в слот MXM, MXM II и др. (иногда этот слот весьма индивидуальный) , а также может быть выполнена отдельным чипом на материнской плате.

Дискретная видеокарта имеет большую производительность, чем интегрированная.
Также у дискретной видеокарты имеется своя видеопамять, которая функционирует лучше, чем выделяемая из оперативной памяти для интегрированной видеокарты.

КОНЕЦ

Спасибо за то, что прочитали эту статью, надеюсь, что вы узнали и вычеркнули для себя что-то новое. Если ваше стремление постигнуть компьютеры велико, то все же посоветую читать книги и слушать лекции, в них будет информации гораздо больше и она будет ясней. Всем удачи и До свидания!