Открываем книгу священномученика еп. Арсения Жадановского «Как причащались древние христиане» на первой странице и читаем:
«На основании некоторых указаний книги Деяний и Посланий ап. Павла мы удостоверяемся, что и причащение первых христиан весьма походило на причащение апостолов Иисусом Христом. Прежде всего, хлеб евхаристический после благословения преломлялся – отсюда самое таинство причащения Тела и Крови Господа называлось "преломлением хлеба" (Деян. 2 гл. 42, 46 ст. 20, гл. 7 и 11 ст.; Коринф. 10 гл. 17 ст.). Все причащались от одного хлеба и чаши (Коринф. 10 гл. 17 ст.). Преломляли хлеб по домам в горницах (Деян. 2 гл. 46 ст., 20 гл. 8 ст.). Наконец, преломление хлеба соединялось с вечерею, и причащение происходило после еды (Коринф. 11 гл. 21 ст. и 34 ст.)…
Преломление хлеба есть форма причащения, исключительно принадлежащая первохристианскому времени. Со II в. практика причащения начинает «осложняться и разнообразиться».
И как же она «осложняется и разнообразится»?
Появляются храмы, имущество и его распорядители, епископы и пресвитеры, которые вначале еще просто типа церковных старост, хранителей общего имущества и блюстителей нравов. Однако очень быстро их должности сакрализуются, превращаясь через особый магический ритуал «возложения рук» от ранее посвященных в особо освященных посредников между Богом и народом, чудотворцев по должности, которым одним дается особое право осуществления главного православного чуда: превращения (пресуществления) путем определенных магических действий хлеба и вина в «Истинные Плоть и Кровь Христовы». То есть, сперва меняется природа «посвященных» с обычной человеческой на «освященную» (уже не как прочие человеки), а потом эти «освященные» получают якобы от Самого Бога особый дар Духа менять обычную природу хлеба и вина на «пресуществленные Плоть и Кровь» Иисуса. Более того, объявляется, что Иисуса за Литургией священник приносит в «бескровную жертву» Его Отцу, и Кровь Иисуса за Евхаристией вновь проливается в Чашу для причащения верующих, которые едят и пьют своего Бога - за что христианство терпит постоянные насмешки от безбожников и атеистов. Алтарь превращается в ветхозаветный жертвенник, на котором «закалывается Агнец» в жертву за грехи человечества – и все это, по учению Церкви, хотя и носит некий символический характер, но происходит всякий раз в непосредственной реальности: священножрец УБИВАЕТ Иисуса ритуальным копьем, принося Его в Жертву «за грехи», расчленяет Его тело, скрытое под видом хлеба, складывает раздробленную Плоть в чашу со сцеженной кровью под видом вина, сам ест и пьет эти священные останки из чаши, и предлагает есть и пить верующим – и эта малоприятная с эстетической точки зрения процедура поедания убитого называется Причастием, а реальность каннибальского непотребства скрывается за хитросплетенными словесами выспренних объяснений. И каковы же они? Дескать, не в прямом смысле, а в символическом приносится жрецом в жертву Иисус. Но при этом Плоть и Кровь настоящие, подлинные, истинные – это яростно защищается Церковью от малейших сомнений – и только скрыты под видом хлеба и вина от взоров участников этого непотребства из эстетических соображений, чтобы не травмировать их нежные чувства зрелищем кровавого пиршества древнего дикарства. Более того, в священническом служебнике имеется Учительское известие, в котором прямо говорится:
«Если после освящения хлеба или вина будет явлено чудо, т.е. вид хлеба покажется в виде плоти или младенца, вино же в виде крови, и если вскоре не изменится этот вид, т.е. снова не покажется вид хлеба или вина, но останется неизменным, то иерей никак не должен этим причащаться. Так как это не суть Тело и Кровь Христовы, а чудо от Бога, явленное ради неверия или какой другой вины. Иерей же должен взять другую просфору (если изменится вид только хлеба) и, как было указано, все положенное по проскомидии над агнцем совершить и приготовить святой агнец и, отложив и сохранив претворенный чудом Агнец, начать с молитвы: С сими и мы блаженными Силами… и все по порядку совершить (над чашей же ничего не повторяет). Если же и в чаше вид вина изменился в кровь, то, вылив ее в другую чашу или приличный сосуд, вольет в чашу вино, произнеся все положенное по проскомидии, и обычно ее освятит. И, причастившись, совершит службу.
Если вскоре хлеб, принявший вид мяса или младенца, снова примет свой прежний вид, или в чаше, где была видна кровь, снова будет явлен обычный винный вид, то иерей, не закалая другого агнца и, не вливая другого вина в чашу, должен этим причаститься и совершить службу. Так как это есть истинные Тело и Кровь Христовы»
Вся эта описанная процедура (над хлебом читает, над чашей не читает) имеет вид явственного магизма, волшебства, с помощью которого жрец, являющийся инициированным через «посвящение» магом и волшебником, превращает одно в другое – чем все это отличается от магии? Однако, установить реальность превращения и отличие превращенного от первоначального объективными методами невозможно – но все это и происходит и является лишь по вере участников этого священного действа. То есть – «проверить нельзя поверить», запятую поставьте сами.
А откуда вообще взялась вся эта идея «бескровной жертвы»? Вы не поверите – из иудаизма и других древних язычеств, где ритуально обменивали жизнь убиваемой жертвы на прощение грехов жертвователя: жизнь за жизнь приносилась злому языческому богу, чтобы насытить его жажду убийства «за грехи». Более того, в иудаизме, как и в других язычествах, человеческие жертвоприношения были делом банальной обыденности – просто библия об этом проговаривается лишь изредка, видимо, более поздние авторы и редактора стыдились этого позора и старались его скрыть путем редакторского изъятия. Но следы остались. И потому сама идея принесения Иисуса в кровавую жертву злому богу Иегове «во искупление грехов человечества кровью невинного Агнца» является прямым порождение древнего дикарского язычества, бездумно перенесенного иудеохристианством в Новый Завет из Ветхого в такой причудливой форме хитросплетения словес христианской догматики.
В изначальном христианстве первых двух веков нет никакой «бескровной жертвы», Евхаристия творится в воспоминание Иисуса, и так описана в самом древнем памятнике предположительно 2-го века Дидахе (Учение 12 апостолов):
«Что касается Евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки!
Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки».
И ни слова ни о какой жертве, бескровной или кровавой, за грехи или по грехам.
А теперь давайте представим, что же по Учению Церкви, происходит на Евхаристии, где за отгороженной стеной иконостаса в алтаре жрец приносит бескровную жертву. Священник берет кусок хлеба, наливает вина в чашу, священнодействует, то есть по сути проводит магический ритуал над этими предметами, в результате которого получает «Истинные Плоть и Кровь» Иисуса. Иисуса какого: живого или мертвого, здравствующего или убитого? Потом он Плоть режет ножиком и кладет в Чашу, смешивая с Кровью, получается Причастие, состоящее из изрезанного кровавого человеческого мяса, на которое накинут некий вид хлеба и вина для маскировки – такова церковная догматика. Иисус уже убит, или еще жив? А Ему не больно? Ах да, это же все символически… Как символически? Вы это мне тут бросьте, Тело и Кровь как есть настоящие, Истинные. Да еще священник тычет копьем в бок Иисусу, чтоб умертвить Его во время «бескровного жертвоприношения» - это как вообще? А потом выносит вам есть ЧЕЛОВЕЧИНУ. Или все-таки хлеб с вином? А как же «Истинные Плоть и Кровь»? Ах да, это же ЧЮДО!
И вообще – а зачем христианам есть собственного Бога, в чем постоянно упрекают нас атеисты – что без поедания человечины никак и никуда, нет Спасения?
Спасения нет от цирковенных демагогов, сановных жуликов и самозваных пастырей, вот что. Поскольку все это – операция прикрытия своих шкурных целей сделать себя, тунеядцев и захребетников, бездельников на содержании у народа неотъемно необходимыми для совершения «Таинств» - без них никому никуда до Бога, и нет без них Спасения.
Однако, изначальный-то смысл всех этих агап, «вечерей Любви» был, как мы видели выше, совсем в другом: собраться всем вместе для совместной молитвы и веселой дружеской трапезы «в воспоминание» Воскресшего Иисуса, где и Он, Живой, посреди нас.
А идея жертвы, взятая из иудаизма, только в этой христианской «бескровной жертве» приняла окончательный вид дикого каннибализма и безумного поедания своего Бога его почитателями. То есть, мясо убиенных в жертву богам животных поедалось – а куда его еще девать-то? И уж коль Иисус принес себя самим собой в жертву самому себе – то мясо-то, оставшееся от трупа, куда девать теперь? Ах да, Он же Воскрес в своем теле, ставшем нетленным – и куда же оно теперь-то делось? Как куда – сидит себе до веку одесную (справа) Божества, пока не явит себя во Втором Пришествии. А это то самое тело, которое уже две тысячи лет едят причастники, или какое-то другое? Ах да, вы не понимаете, это же другое…
И не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать и рыдать над этой богословской догматической невнятицей клинического безумства с признаками преступного канннибализма и глумления над прахом умершего.
Вернемся , однако, к фактам.
Спрошу верующих: вы подтверждаете, что Св. Причастие сообщает вам непередаваемые благодатные переживания? А участниками и свидетелями чудес по Св. Причащении вы были? Были. И я был. Как в своей личной жизни, так и за свою многолетнюю священническую практику я видел множество подлинных чудес как результат Св. Причастия. Этим между нами с вами устанавливается ФАКТ благодатности Таинства Причащения.
Второй факт поставляет нам Дидахе: никакого представления ни о каких «бескровных жертвах» наподобие ветхозаветных кровавых жертв у первых христиан не было и в помине, и причащались они именно хлеба и вина как Даров Божиих – а чьих же еще?
Третьим фактом является ежедневная домашняя трапеза «в воспоминание» Иисуса христианами, «ломившими ХЛЕБ по домам».
И, наконец, в-четвертых, Павел упоминает (это самое древнее упоминание) о Причастии как вечерях Любви, агапах, на которые каждый приносил свою снедь, но устраивались они для совместной трапезы в память об Иисусе.
А теперь давайте разберемся, откуда взялись эти «Истинные Плоть и Кровь», манипулируя которыми, священножрецы делают вас наряду с Причастниками Божеству – каннибалами и пожирателями собственного Бога.
В евангельском каноне все три синоптических евангелия: Матфей, Марк и Лука – согласны в описании Тайной Вечери:
Мф 26:
«17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов 29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
У Мк 14 и Лк 22 все то же самое будто под копирку, можете сами проверить
Удивительно, насколько похожи до слова, до буквы «воспоминания» авторов синоптических евангелий, разделенных по написанию, согласно принятой бытующей версии, одно от другого сроком в десять лет: Мк-50 год; Мф-60 год; Лука-70 год. Надо же, какое богодухновенное согласие – притом, что в других местах они договориться не могут, сколько было участников событий, двое или трое.
В этом, однако, нет ничего удивительного, поскольку сегодня науке уже доподлинно известно, что у всех этих евангелий, писавшихся отнюдь не в первом, но в конце второго века, был единый пресиноптический текст, датируемый более-менее точно 140-м годом – это восстановленное евангелие Маркиона, с которого списывали все синоптики, и в котором эпизод Тайной вечери описан ровно как у Луки.
Мн 19:
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,И Он сказал Петру и остальным, Идите и приготовьте, чтобы мы могли есть пасху.Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».
Отдельно замечу, что все три синоптика следом за Маркионом Синопским, греком из г. Синопа, обнаруживают в этом эпизоде полное незнание иудейских реалий: иудейская пасхальная трапеза Седер Песах проводится строго в ночь с 14 на 15 нисана, а 14 нисана в тот год приходилось на пятницу, и Пасха никак не могла праздноваться Иисусом с учениками вечером в четверг. Маркион будучи греком, жившим в середине второго века, этого просто не знал, так же как и дружно списавшие у него в конце второго века греки-синоптики. И потому вся эта сцена Тайной Вечери претендует на то, чтобы быть полностью вымышленной ее авторами.
Замечу, однако, что и из этого описания никак не следует, что во время Евхаристии хлеб и вино превращаются в настоящие «Истинные» Плоть и Кровь Иисуса: Иисус раздал хлеб с вином ученикам, Сам будучи еще ЖИВ, и не кормил-поил их своим мясом с кровью. «Сие (то есть трапезу хлеба и вина) творите в мое воспоминание», то есть совершайте по мне поминальную трапезу хлебом и вином, не более того. И никакой связи с иудейской пасхой, с закланием пасхального агнца.
Однако, церковные сановники указывают нам на слова Самого Иисуса, подавшего ученикам хлеб и вино за Тайной Вечерей: «примите, ешьте и пейте, это есть Истинная Плоть Моя и Истинная Кровь Моя», и «кто не ест и не пьет, не имеет части со Мной».
При этом Новом завете есть еще и евангелие Иоанна, написанное, по преданию, Иоанном Богословом, младшим и любимым из учеников Иисуса, свидетелем подлинным в отличие от Матфея, Марка и Луки, которые вообще неизвестно кто, в ближний круг учеников Иисуса не входят и нигде в ранних источниках не упоминаются.
И что же мы видим у Иоанна в отношении Тайной Вечери? Вы удивитесь: НИЧЕГО!
Ин 13
«1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан»
ПЕРЕД праздником Пасхи, а не в праздник, и нигде не упоминается что это пасхальная трапеза иудейского Седера.
И более ни слова ни об иудейской пасхе, ни о трапезе, ни о Тайной Вечери, ни о Причащении учеников хлебом и вином – что, забыл?
Нет, не забыл, а – он, единственный верный свидетель – не был свидетелем того, что написано у грека Маркиона и что впоследствии, спустя лет двадцать, дружно попугайски списали у него фальшивые евангелисты псевдо-Марк, -Матфей и –Лука.
Но зато у Иоанна есть записанное в шестой главе воспоминание о Хлебе с Небес, которое дает полное разъяснение и описанию Маркионом Тайной Вечери и подлинного смысла Причастия и «Истинной Плоти и Крови Христа», которым (Христом=Мессией=Машиахом=Царем Иудейским) Иисус не является и никогда им не был.
Читаем.
Ин 6:
«32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда…
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.48 Я есмь хлеб жизни.49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.58 Сей‑то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».
Напомню так же другую цитату их Ев. Ин гл7:
«37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен».
А также из ев. Фомы, речение 108:
«108. 1Сказал Иисус: Тот, кто будет пить из Моих уст, станет подобным Мне.2Я Сам пребуду в нём,3и тайное откроется ему»
Из контекста этих трех цитат становится совершенно понятно, что, говоря о Себе, как о хлебе жизни, который надлежит «есть» ради Вечной Жизни, Иисус имеет в виду НАСЫЩЕНИЕ Истиной Благой Вести об Отце, которую Он принес и сообщил человечеству. Есть, пить и насытиться Иисусом можно только в смысле веры в Его Сынобожество и доступное через него Богообщение с Отцом, Который один и есть истинный Хлеб Жизни, ее источник.
А трапеза в воспоминание Иисуса с хлебом и вином приобщает нас к Его живому присутствию посреди нас, собранных во имя Его. И, будучи посреди нас всегда, Он одарит нас и благодатью, которую мы переживаем в Причастии, и Чудом Божиим, потребным нам во исцеление и душ и телес наших.
Не языческое жертвоприношение, не акт каннибализма и поедания плоти своего бога, не иудейский Седер с пасхальной трапезой заколотым козленком – но трапеза Любви учеников Иисуса между собою в память и воспоминание об Учителе, который Сам стал Сыном Бога Отца Небесного и тем Путем к Отцу, на который наставил всех, верующих в Него, первого из Сынов Божиих.
Подробнее об этом и обо всем читайте в моей книге «Учение Иисуса об Отце», которая готовится к печати и вскоре станет доступна вам, моим друзьям и читателям.
Олег ЧЕКРЫГИН