Найти тему
Вдоль по Питерской

Все идет хорошо, только мимо... Михаилу Жванецкому открыли странный памятник на Новодевичьем кладбище в Москве

Оглавление

Два дня назад исполнился ровно год с того дня, как с нами не стало великого сатирика Михаила Жванецкого.

Михаил Жванецкий. Фото udivitelnimir.com
Михаил Жванецкий. Фото udivitelnimir.com

Если кому-то покажется странным, что я пишу об этом на своем канале, посвященном жизни и смерти в Северной столице, то я просто напомню, что именно в нашем городе, собственно, и началась жизнь Жванецкого - сатирика и юмориста. Да, разумеется, к моменту переезда Жванецкого из Одессы в Ленинград он уже был, как говорится, "широко известен в узких кругах" - студенческий театр миниатюр "Парнас-2" успешно выступал на вечерах Одесского института инженеров морского флота (ОИИМФ), где тогда учился сам сатирик и его хороший друг Виктор Ильченко. Они, собственно, и организовали этот театр и, будучи максималистами во всем, дали ему такое весьма амбициозное и ко многому обязывающее название. Ведь именно на горе Парнас в Древней Греции жили музы. Ну а название созданного будущими инженерами морского флота театра, видимо, предполагало, что и здесь поселятся музы.

Михаил Жванецкий в молодости. Фото totalhub.ru
Михаил Жванецкий в молодости. Фото totalhub.ru

Да, студенческий театр был известен в Одессе, особенно великолепен был в нем Роман Кац, который проработал в "Парнасе-2" чуть больше года и был замечен самим Аркадием Райкиным, когда Ленинградский театр эстрады и миниатюр был в городе на гастролях. Аркадий Исаакович и предложил Роману переехать в Ленинград, правда, Райкин захотел, чтобы Роман Аншелевич Кац выступал у него в театре под псевдонимом Роман Андреевич Карцев. Кац согласился и в 1962 году вошел в основной состав труппы райкинского театра.

Виктор Ильченко и Роман Карцев. Фото mixcloud.com
Виктор Ильченко и Роман Карцев. Фото mixcloud.com

Примерно через год Карцев убедил Райкина пригласить в театр и Жванецкого с Ильченко. При этом Жванецкий, по воспоминаниям Аркадия Райкина, проявляя завидную настойчивость, ездил за свой счет за театром из города в город. "Бывало, попрощаешься с ним, к примеру, в Кишиневе, - рассказывал Райкин, - а он уже поджидает нас в Донецке со своими новыми сочинениями". В итоге Райкин согласился принять его на работу и назначил Жванецкого заведующим литературной частью театра. Хотя в целом к произведениям Жванецкого Райкин поначалу относился довольно скептически. Райкин считал, что монологи, которые пишет Жванецкий, годятся разве что для самодеятельности (чем, по сути, и был "Парнас-2"), а для профессиональной сцены они "длинные, вялые и туманные по своей общей идее". А ставшая впоследствии знаменитой миниатюра "Авас" про тупого доцента Райкину настолько не понравилась, что он даже слышать не хотел о том, чтобы ее исполнить со сцены. Но однажды дуэт Карцев-Ильченко на свой страх и риск прочитал ее на одном из шефских концертов, и Райкин, увидев, как зрители - а это были солдаты одной из воинских частей - буквально сваливаются от смеха со своих мест, признал, что ошибался. И "Авас" на долгие годы стал визитной карточкой великого сатирика.

Аркадий Райкин. Фото spb.aif.ru
Аркадий Райкин. Фото spb.aif.ru

У Жванецкого долгое время не было собственного жилья в Ленинграде. Лишь в 1969 году Райкин выхлопотал ему однокомнатную квартиру в только что построенном доме в Ульянке. Район был очень далеким от центра, до дома номер 16 по улице генерала Симоняка, где находилась квартира сатирика, от конечной станции метро, каковой тогда являлась "Дачное", надо было ехать еще сорок минут на автобусе. Впрочем, это не смущало многочисленных гостей Жванецкого, которые любили приезжать к нему. В 1970 году, во время застройки этого микрорайона, дом №16 по улице генерала Симоняка получил другой адрес. Он стал домом № 19 по улице Стойкости. Жванецкий в шутку новое название улицы переиначивал и называл ее Терпимости. О своей жизни здесь Жванецкий вспоминал:

"Я жил в Ленинграде: улица Стойкости, 19, квартира 87. В одно время со мной там жили Иосиф Бродский, Сергей Довлатов. А в мою однокомнатную квартиру приходили Миша Барышников, Саша Володин, Саша Демьяненко, Сережа Юрский. Она находилась очень далеко от центра. Я даже когда-то писал, что там уже был слышен лай московских собак. Те, кто туда приезжал, уехать не могли: метро только до одиннадцати, до метро – автобус, телефона нет, такси не вызовешь. Поэтому возникали самые разнообразные связи, множество незаконных детей... Так – двенадцать или четырнадцать лет."
Михаил Барышников - один из многочисленных гостей Жванецкого. Фото ekogradmoscow.ru. Когда Жванецкий уже  во время перестройки оказался в Америке, он, увидев афишу с танцором, сказал: "Эти ноги я где-то видел. Точно, у меня в спальне!"
Михаил Барышников - один из многочисленных гостей Жванецкого. Фото ekogradmoscow.ru. Когда Жванецкий уже во время перестройки оказался в Америке, он, увидев афишу с танцором, сказал: "Эти ноги я где-то видел. Точно, у меня в спальне!"

К слову, в планах муниципальных депутатов Ульянки добиться установки памятной доски на доме, где жил Жванецкий. Ее планируют открыть ко дню рождения великого сатирика - шестого марта 2022 года. Предполагается, что доска будет выглядеть вот так:

Макет памятной доски Жванецкому. Фото spb.kp.ru
Макет памятной доски Жванецкому. Фото spb.kp.ru

Текст на ней предполагается следующий:

"Мое любимое, главное место не центр, а Ульянка. Там как-то очень много неба, и, когда я там жил, стояла цистерна с пивом. Вот небесный свод, цистерна, и от всех домов-коробок с утра к этой цистерне сходятся люди. Это для меня Ленинград. Ну, еще, конечно, театры и женщины, питерские, отсыревшие, добрые".
Дом 19 по улице Стойкости, в котором в 1969-1982 годах жил Михаил Жванецкий
Дом 19 по улице Стойкости, в котором в 1969-1982 годах жил Михаил Жванецкий

Впрочем, завлит из Жванецкого получился никуда не годный. Он не мог работать с другими авторами. И практически все тексты, что ему приносили, он отвергал и хотел переделать. Но работать над текстом вместе с автором Жванецкому было скучно. А Райкин видел в заведующем литературной частью прежде всего редактора - человека, готового "умереть в авторах, подобно тому, как режиссер умирает в актерах". На какое-то время Жванецкий стал чуть ли единственным автором, чьи произведения исполнялись в театре. "Дедушка с внуком Юзиком", "Участковый врач", "В греческом зале", "Дефицит", пресловутый "Авас" расходились по всему Советскому Союзу на цитаты. Но, как однажды в одном из уже поздних своих монологов заметил Жванецкий: "Это сказал Райкин". Писателю было обидно, что никто не знает автора этих произведений, что цитируемое публикой написал именно он - Михаил Жванецкий.

Театр эстрады имени Аркадия Райкина (бывший Ленинградский театр эстрады и миниатюр)
Театр эстрады имени Аркадия Райкина (бывший Ленинградский театр эстрады и миниатюр)

И Жванецкий решился на немыслимое - он втайне от Райкина стал устраивать собственные концерты. К слову, иногда мелькает информация, что делал он это, в первую очередь, по финансовым соображениям. Это все же не совсем так - деньгами Райкин никого не обделял. Сам Жванецкий вспоминал: "Когда я работал у Райкина и шел спектакль "Светофор", авторские отчисления у меня были 1300 рублей в месяц. Это после 80 рублей зарплаты в порту! Причем я ничего не делал, просто приказом Министра культуры 6% от сборов шли автору. Спектакли у Райкина шли каждый день, а залы у него в драматическом театре были большие, народу — битком. Там ещё кто-то немножко написал, но основным автором был я". Но Жванецкому часто не нравилось, как подает его тексты Райкин, как при этом гримасничает, жестикулирует. И на своих концертах он читал свои миниатюры так, как сам считал нужным.

Жванецкий на своем выступлении. Фото professionali.ru
Жванецкий на своем выступлении. Фото professionali.ru

Конечно же Райкину, когда он об этом узнал, все это очень не понравилось. И хотя для театра Райкина Жванецкий к тому времени написал более трех сотен монологов и миниатюр, Райкин решил расстаться со Жванецким. Вместе с Михаилом Жванецким от Райкина ушли и Роман Карцев и Виктор Ильченко. Они основали свой собственный театр - Одесский театр миниатюр. Но это уже другая история...

Уехав из Ленинграда, Жванецкий связей с нашим городом не терял. Он писал тексты для артистов "Ленконцерта", по его пьесе молодой ленинградский режиссер Михаил Левитин в 1974 году в Ленинградском театре комедии (ныне Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова) поставил спектакль "Концерт для...", в котором играли Лев Лемке, Ольга Антонова, Вера Карпова и другие. А уже в наши дни, в 2016-м, по новеллам Михаила Жванецкого в Театре имени Комиссаржевской режиссером Григорием Дитятковским был поставлен спектакль "В осколках собственного счастья". И даже Аркадий Райкин спрашивал уже после расставания со Жванецким, нет ли чего-нибудь и для него? И Жванецкий всегда предлагал великому сатирику свои новые произведения, но Райкин считал, что они уже никак не подходят для исполнения им на сцене.

Сцена из спектакля Театра имени Комиссаржевской "В осколках собственного счастья". Фото teatrvfk.ru
Сцена из спектакля Театра имени Комиссаржевской "В осколках собственного счастья". Фото teatrvfk.ru

К сожалению, спектакль в Театре комедии прожил лишь один сезон, хотя и оставил о себе хорошую память. Да и в афише Театра имени Комиссаржевской я не встретил анонсов "Осколков...". К сожалению, такова жизнь... А пару лет назад по сценарию Михаила Жванецкого и по его рассказам был снят фильм "Одесский пароход". И уж его точно можно посмотреть и сейчас. И вдоволь посмеяться...

Ровно год назад Михаила Жванецкого не стало. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Шестого ноября 2021 года на его могиле был открыт памятник. Наверное, этот памятник можно назвать странным - мы видим лишь спину уходящего от нас человека.

Памятник на могиле Михаила Жванецкого на Новодевичьем кладбище Москвы
Памятник на могиле Михаила Жванецкого на Новодевичьем кладбище Москвы

Лица мы не увидим и на обратной стороне памятника. Но все мы его и так хорошо знаем и помним.

Обратная сторона памятника Жванецкому
Обратная сторона памятника Жванецкому
Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья.
Михаил Жванецкий

Михаил Жванецкий памятен петербуржцам, хотя и похоронен в Москве.

На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...

На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, актер Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова. На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссер Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева. На Шуваловском кладбище похоронен писатель-постмодернист Андрей Битов. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.