Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый околозвуковой самолёт ВВС Швеции и знаменитый истребитель Hawker Hurricane. «День в истории авиации» №97 (1—7 ноября)

Оглавление

Очередной неудавшийся реактивный вертолёт, летающий автомобиль Airphibian и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

1 ноября

1 ноября 1937 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Fokker S.IX. /Голландия/

Решив заменить устаревшие учебные бипланы Fokker S.III, ВМФ Голландии снова обратились к Fokker. В короткие сроки компания разработала самолёт S.IX, которым позднее заинтересовались и ВВС страны.

S.IX представлял собой двухместный биплан с неубираемым шасси. Каркас фюзеляжа был выполнен из стальных труб, крыло — из дерева, вся обшивка — полотно. Самолёт выпускался в двух версиях — S.IX/1 с двигателем Armstrong Siddeley Genet Major (165 л.с.) для ВВС и S.IX/2 с двигателем Menasco Buccaneer (200 л.с.) для ВМФ. Максимальная скорость S.IX/1 — 185 км/ч, дальность полёта — 710 км.

Лётчики хвалили Fokker S.IX за его хорошие лётные качества. До начала немецкой оккупации успели выпустить около 50 самолётов, большая часть из которых была уничтожена немецкой авиацией. После Второй мировой войны Fokker выпустили ещё 3 самолёта S.IX, которые эксплуатировались до начала 1950-х годов.

2 ноября

2 ноября 1944 года — первый полёт лёгкого вертолёта Landgraf H-2. /США/

Инженера Фреда Ландграфа (Fred Landgraf), ранее работавшего в Douglas Aircraft, больше привлекало вертолётостроение, чем работа над самолётами. Поэтому в 1943 году он основал собственную компанию Landgraf Helicopter. Первым проектом стал вертолёт H-2, разработанный для участия в конкурсе армии США.

Это был одноместный цельнодеревянный вертолёт поперечной схемы с убираемым шасси. У H-2 не было автомата перекоса лопастей — по крену, тангажу и рысканию он управлялся с помощью элеронов, установленных на каждой из трех лопастей обоих винтов. Оснащался двигателем Pobjoy R (85 л.с.) Максимальная скорость — 160 км/ч.

На испытаниях H-2 показал хорошие лётные характеристики и Landgraf Helicopter получила финансовую поддержку от военных. Но позднее появление более совершенных вертолётов привело к отзыву финансирования и проект закрыли. Следы единственного построенного H-2 теряются после 1949 года.

3 ноября

3 ноября 1952 года — первый полёт многоцелевого истребителя-штурмовика Saab 32 Lansen. /Швеция/

В 1946 году Saab начала работу над проектом, который должен был заменить бомбардировщики Saab B 18/S 18. Через 2 года правительство Швеции уточнило требования к новому ударному самолёту — он должен быть реактивным, а также универсальным (штурмовик, истребитель, бомбардировщик). Так началась история Saab 32 Lansen.

Lansen был двухместным низкопланом с убираемым шасси. Двигатель Svenska Flygmotor RM6A с тягой 65,3 кН на форсаже позволял развить скорость до 1125 км/ч. Дальность полёта — 2000 км. В версии истребителя нёс следующее вооружение — 4 × 30-мм пушки ADEN + до 1500 кг боевой нагрузки (ракет) на 4 точках подвески.

Lansen выпускался в 3 версиях — штурмовик (A 32A), истребитель (J 32B) и разведчик (S 32C). Стал первым самолётом ВВС Швеции, превысившим скорость звука. Было построено 450 единиц Saab 32 Lancen всех модификаций. На вооружении шведских ВВС эти самолёты стояли до 1997 года.

4 ноября

4 ноября 1983 года — первый полёт лёгкого самолёта Grinvalds G.802 Orion. /Франция/

Инженер Жан Гринвальдс (Jean Grinvalds) в 1975 году задумал проект лёгкого самолёта из композитных материалов для сборки в домашних условиях. Два года у него ушло на постройку и испытания радиоуправляемой модели, а в 1981 году полетел двухместный прототип G.801 Orion. После успешных испытаний Гринвальдс проектирует более вместительную модификацию для серийного производства — G.802.

Это был четырёхместный низкоплан с убираемым шасси и Т-образным хвостовым оперением. Двигатель Lycoming O-360 (200 л.с.) приводил в движение толкающий винт. Крейсерская скорость — 250 км/ч, дальность полёта — 1250 км.

G.802 Orion выпускался в виде комплектов для самостоятельной сборки и чертежей. К началу 1985 году было продано 80 комплектов. Но гибель Жана Гринвальдса во время демонстрации G.802 Orion поставила крест на проекте. Самолёты ещё собирались энтузиастами, но серийно больше не производились.

5 ноября

5 ноября 1964 года — первый полёт экспериментального вертолёта Hughes XV-9. /США/

В 1952 году Hughes Helicopters разработала вертолёт XH-17. На концах лопастей его несущего винта стояли камеры сгорания, где сжигалась воздушно-топливная смесь. Проект провалился, но в 1962 году армия США профинансировала доработку такого привода и компания начала работу над вертолётом XV-9.

XV-9 был одновинтовым вертолётом с V-образным хвостовым оперением. В отличие от XH-17, у него была новая система привода, т.н. hot-cycle propulsion — сжатый горячий газ от 2 × двигателей General Electric YT64-GE-6 (2850 л.с.) подавался в сопла на концах лопастей. А управлялся вертолёт с помощью газовых каналов с заслонками в хвостовой части. Максимальная скорость — 279 км/ч, дальность полёта — 240 км.

Испытания выявили 2 больших недостатка — высокий уровень шума и высокий расход топлива. Военные вернули XV-9 для доработок, но Hughes Helicopters посчитала это нецелесообразным и закрыла проект в 1965 году.

6 ноября

6 ноября 1935 года — первый полёт поршневого истребителя Hawker Hurricane. /Англия/

Главный конструктор Hawker Aircraft сэр Сидней Кэмм ещё в начале 1930-х годов обсуждал с представителями Королевских ВВС Великобритании истребитель-моноплан для замены биплана Hawker Fury. В 1934 году компания получила от авиационного министерства заказ на разработку такого проекта. Новый истребитель получил имя Hurricane.

Это был одноместный низкоплан с убираемым шасси. В варианте Mk.IIC оснащался двигателем Rolls-Royce Merlin XX (1185 л.с.) Максимальная скорость — 550 км/ч, дальность полёта — 970 км. Вооружение — 4 × 20-мм пушек Hispano Mk II + 2 × 110-кг или 230-кг бомбы.

Надёжный и простой в производстве Hurricane поступил на вооружение Королевских ВВС уже в 1937 году. Было выпущено 14487 истребителей всех вариантов. Hurricane активно участвовали во Второй мировой войне — 60% всех сбитых немецких самолётов во время Битвы за Британию были сбиты на этих истребителя. Кроме Великобритании, они стояли на вооружении ещё более чем 20 стран (Австралия, Канада, Франция, СССР и др.)

7 ноября

7 ноября 1947 года — первый полёт летающего автомобиля Fulton FA-2 Airphibian. /США/

Инженер и изобретатель из Коннектикута Роберт Фултон (младший, Robert Edison Fulton, Jr.) после Второй мировой войны начал работу над недорогим летающим автомобилем. Проект получил обозначение FA-2 Airphibian.

Airphibian имел два «состояния». В самолётном это был высокоплан с неубираемым шасси. Для движения по дорогам задняя часть с крылом отсоединялась, винт снимался и Airphibian превращался в небольшой автомобиль. Двигатель Franklin 6A4-165-B3 (165 л.с.) позволял развить в воздухе крейсерскую скорость до 177 км/ч при дальности полёта в 563 км, а на земле — до 80 км/ч. Вместимость — 2 человека.

Фултон хотел запустить Airphibian в серийное производство, но финансовые проблемы вынудили его продать компанию. Успели построить 4 прототипа FA-2 Airphibian, один из которых сегодня находится в экспозиции Центра Стивена Ф. Удвара-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории