Найти тему
Кино без мужа

Слабый мужчина Насух-эфенди: почему он вызывает сочувствие женской аудитории сериала?

Нежданчик для Насуха. Кадр из сериала
Нежданчик для Насуха. Кадр из сериала

У Почетного Исчадия ада сериала Ибрагима-паши (Главное Исчадие ада — это, без сомнения, Хюррем ;) был друг-товарищ-наперсник тайн Матракчи Лопух Насух-эфенди.

Этот персонаж имеет реальный исторический прототип, который, по отзывам современников, был весьма достойным человеком. Поэтому ДЛЯ ОСОБО ОДАРЕННЫХ КОММЕНТАТОРОВ поясняю: речь не о нем, а о Матракчи из СЕРИАЛА. И блог вообще посвящен СЕРИАЛУ, а не истории Османской империи. Отныне всех без исключения, кто будет писать, что "реальный Ибрагим никогда не был женат на Хатидже" я буду отправлять в Старый дворец бан! Умничать на исторические темы отправляйтесь в блоги соответствующей тематики, благо их хватает! Здесь засорять эфир не позволю! Имейте уважение к себе: на написание комментария вы потратите гораздо больше времени чем я на его удаление!

Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому своими мыслями о любимом сериале "Великолепный век" я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!

Традиционно Матракчи нравится женщинам. В смысле, зрительницам, которые очень часто вменяют Ибрагиму в вину его "скотское" отношение к другу. Об отношениях визиря и придворного бездельника ученого поговорим позже. Сейчас хочу немного поразмышлять о Насухе, как о мужчине. В чем же секрет его привлекательности для женщин, находящихся по другую сторону экрана. (В сериале он никого, кроме коллег Эленики не привлекал почему-то).

Сначала, правда, я хотела бы поинтересоваться, а что хорошего в Матракчи? Ученый, творческая личность? Но кроме придумки матраков и Сулейман-наме он вроде ничем не отличился. Рисовал еще, но дружба с Ибрагимом как-то свела на нет творческие способности создателя матраков. Да и дворец визирю расписывал Лука, а не друг сердечный.

Был приветливым, открытым, компанейским — согласна, замечала. Но не могу сказать, что этим Матракчи сильно отличался, например, от Сюмбюля и Гюля-аги. В сериале все, кто не относился к суровым османским воинам, были вполне себе нормальными людьми.

Верный друг? А кто его друзья? Сильные самодостаточные Ибрагим и Малкочоглу? Ну так он им не друг, а приятель. Одного прикрывал от жены, второго сопровождал в походах в бордель, где и пристрастился к зеленому змию. И опять же, не говорите, что он заливал тоску по погибшей невесте. Разумеется, у каждого любителя выпить есть веская драматическая причина, от счастья люди не спиваются... Но и не все несчастные становятся алкашами: как-то выгребают из ситуаций и похуже, берут себя в руки, строят жизнь заново.

Матракчи красочно характеризуют его отношения с алкоголем и женщинами. В обоих случаях, образ талантливого ученого и доброго малого меркнет и сходит на нет.

А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться! Кадр из сериала
А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться! Кадр из сериала

Сначала османский Лопух влюбился в шпионку Садыку. Не спорю, девушка красивая, что засланный казачок на ней написано не было. Но, во-первых, она взаимностью ему не отвечала, и это можно было бы заметить, если бы Матракчи не был бы таким напыщенным болваном. Во-вторых, странно, что зная историю ее появления во дворце, ему не показалась подозрительной просьба с письмами. Не думаю, что рабыни из дворца могли спокойно переписываться с родственниками. Откуда девушка знала капитана Антонио? Бесспорно, недалекий Насух был идеальным вариантом для Садыки .

Впрочем, это ей не помогло. Рассекреченная бедняжка превратилась в... русалку и помог ей в этом Матракчи. Он не смог побороть себя и отправить бывшую невесту на тот свет более... эм... быстрым способом — заколоть, например или отравить. Хрен редьки не слаще, но в этом случае у Садыки был бы шанс не догадаться, что ее жизнь закончится уже через мгновенье. Мне кажется, оставаться в полном сознании за минуты до последнего вздоха, зная, что вот-вот... ужасно. Тем более для молодой девушки.

Фарс среди Босфора. Кадр из сериала
Фарс среди Босфора. Кадр из сериала

И гаденькое в этом душераздирающем эпизоде то, что добрый Матракчи, сажая любимую женщину в лодку, врет, что спасает ее. А она после ночи в холодном каменном мешке и избиений Ибрагима, верит... Потом Виктория почти с отвращением отворачивается от стамбульского Герасима, а тот, плача крокодиловыми слезами, завязывает мешок над ее головой. Смог бы сделать такое мужик, который по-настоящему любит? Конечно, нет. Да он скорее сам бы утопился, но не сделал этого.

Не хотел рисковать всем ради той, что не любила его? Допустим, но только вот вспомните, как после неудавшегося отравления Изабеллы, Гюль-ага тащил ее по коридору? Он ведь не только ради Хюррем старался, он и Нигяр любимую спасал. Рисковал жизнью, ведь кто угодно мог выйти ему навстречу в многолюдном Топкапы. А Матракчи был один на лодке посреди моря...

В общем, никаких глубоких чувств к Садыке Насух не испытывал. Цель фарса среди Босфора была одна: спасти свою шкуру и при этом остаться в образе. Не выглядеть трусом и слабаком, но именно этим и является Матракчи. Бросив Садыку в воду, он просит Аллаха избавить его от стыда. Но себя-то не обманешь, вот и отправляется после этого Насух в рюмочную — поминать светлый образ себя любимого, который был утоплен в Босфоре вместе с Садыкой.

На высокие чувства Лопух не был способен. В женщине для него главными были внешние данные. "Такая красивая", — говорит он сначала про Садыку, потом про Нигяр. Что женщина может выполнять не только декоративную функцию, но и быть какой-никакой личностью, Насуху точно в голову не приходило. Отсюда упрощение понимании истории с Нигяр.

Ибрагиму до чувств Матракчи (как и еще до чьих-либо) дела не было, он просто поставил его перед фактом, что Нигяр — его женщина, и губу придется не только закатать, но еще и прикрывать его похождения. Насух, естественно, соглашается, не спросив про детали. Ну конечно, кто посмеет отказать великому визирю.

Однако позже униженный и оскорбленный Матракчи все же ясно высказывает Ибрагиму что, мол, задета его честь и за нее он готов умереть. Вы понимаете, да? Лопух-эфенди не так-то прост, у него есть честь! И за нее он готов умереть. Т.е. он не готов был умереть за "любимую" Садыку (бросив ее в Босфор он даже вроде как смыл с себя позор перед султаном), но не вспомнил о своей чести, когда паша ему велел жениться, а потом развестись (в этой ситуации он уже осознанно предавал султана, соглашаясь прикрывать измену его зятя)...

Водные процедуры не пошли Насуху на пользу. Кадр из сериала
Водные процедуры не пошли Насуху на пользу. Кадр из сериала

В общем, очевидно, что Насух был слабохарактерным и трусливым человеком,чьи нравственные ориентиры полностью зависели от внешних обстоятельств. Может, ему и стоит посочувствовать, но мне, лично, не хочется. Потому что нет мужчины отвратительнее, чем слабый. Такие экземпляры вызывают у меня гадливое и брезгливое чувство. Вызывая жалость, они будто насилуют тебя, потому что жалеешь их противясь этому. (У меня лично так). Настоящий мужик никогда не потерпит от женщины жалости к себе. Поэтому меня очень удивляет, когда женщины жалеют Насуха... ладно еще Мустафа — его все "знают" с детских лет, но Матракчи... No comments! Утопил Садыку как собаку, а потом пускал по ней пузыри... Правильно Ибрагим его в корыто головой макал, представляю как непробиваемого визиря бесила эта романтическая расхлябанность своего "боевого" товарища...

Ты свободна! Ты свободна! Ты свободна! Кадр из сериала
Ты свободна! Ты свободна! Ты свободна! Кадр из сериала

Но максимально полно Насух раскрывается в своем фиктивном браке с Нигяр. Увы, что вышло, то вышло. Он лишился жены в первую брачную ночь и был вынужден обитать с ней под одной крышей, зная про ее неуставные отношения с Ибрагимом. Для мужчины тяжело и унизительно, не спорю. Но Насух оставался верным другом паше, не вспоминая до поры до времени о своей чести. Такая вот неземная дружба была у придворного биографа и визиря...

Не иначе как с целью ее сохранения Матракчи жертвовал своей честью, ну-ну! А когда градус напряжения нарастал, он спускал полканов на Нигяр. (Та, сама, впрочем, вечно под руку лезла со своими стирками-готовками). Кто во всем виноват у слабого мужчины? Конечно, женщина! Распутница-блудница, вступила в связь с ангелоподобным пашой! Я, конечно, не буду спорить с банальной народной мудростью о том, что кобель не вскочит, если... вырезано цензурой.

(Мы и сами видели, как развивалась ситуация и кто кого изначально соблазнил).

Но оговорочку сделать придется: мужским экземпляром флоры и фауны был не абы кто, а сам Ибрагим-паша. И оба, и Нигяр, и Насух хоть и числились "непосторонними" людьми для Паргали, но права голоса в отношениях с ним не имели. И Насух прекрасно это знал. Поэтому и бухал по кабаками, заглушая вопли своей попираемой чести... Участь Нигяр была не более завидной: игрушка в руках паши, каждая их встреча для нее грозила казнью. Но Насух не испытывает сочувствия к Нигяр, ведь она наслаждается жизнью (ну такое, скажем себе наслаждение), а он - страдает. Но ведь куда как удобнее было гнобить женщину, зная, что ей никуда не деться от его претензий. Бычить на Ибрагима у эфенди кишка была тонка, поэтому он пошел по пути наименьшего сопротивления...

Чисто по-человечески, ему, как говорится, не позавидуешь. Он справедливо считал себя обманутым (хотя со стороны Нигяр обмана не было, но даже если бы она попыталась объяснить это Насуху, он все равно имел бы полное право не поверить ей). Но в конечном итоге, решал все Ибрагим, как могла Нигяр отказать ему, даже если бы не хотела этих отношений? Пожаловаться Валиде, Султану? Хатидже? В любом случае крайней осталась бы она... Впрочем, утопично считать, что мужчина, чью жену из-под носа умыкнул другой, станет вникать в хитросплетения подобной истории.

Впрочем, хотя Насуху за распитием горячительных напитков успешно удавалось забывать о попранной чести, сердобольные соседи возмутились такой несознательностью эфенди и повесили ему рога на дверь в качестве напоминания. Тут-то Насух понял, что приперт к стенке и с честью что-то надо делать. (Если бы не соседи, так и зависал бы по кабакам, пока печень не отказала бы). Начинает он с Нигяр.

И не надейся, что я когда-нибудь прощу тебя! Кадр из сериала
И не надейся, что я когда-нибудь прощу тебя! Кадр из сериала

Высказывает ей так, будто она его настоящая жена. А потом говорит весьма странные для его положения фиктивного мужа слова:

Помнишь ты меня спросила, за что мне это? Чем я провинилась? Вот теперь я тебя спрошу: мне почему все это выпало? За что мне? И не надейся, что я когда-нибудь прощу тебя!

Так, очевидно, эфенди выплеснул на несостоявшуюся супругу, обиду за облом с семейным счастьем. Опять же, как будто она лично что-то ему обещала. И хотя ситуация очень и очень некрасивая, но что есть, то есть: не мог и не хотел Матракчи, как положено взрослому мужику, собрать себя в кучу и держать хорошую мину при плохой игре. Держаться с достоинством и не делать крайней заведомо самого слабого игрока... Ничего другого ему не оставалось, строго говоря. Но и этого он не смог.

Потом Насух, собрав наконец в кучку свои... ну вы поняли, идет к Ибрагиму и демонстрирует ему рога. Ну те, что подбросили. И грозится стоять за свою честь до смерти. Паргали, прекрасно знающий своего верного Санчо Пансу, видимо, понял, в какую сторону могут начать развиваться события... (выказывая опять же свою человечность между делом, потому как завести Насуха за угол и перерезать ему горло Ибрагиму ничего не стоило) понимает, что пришло время собирать камни и дает добро на их развод.

Напоследок хочется сказать, что я не считаю Матракчи отрицательным героем. Он не плохой. Но он и не хороший: у слабого человека банально не хватит сил, чтобы совершить достойный поступок. И он с удовольствием найдет повод, чтобы оправдать себя. А слабый мужчина во всем обвинит женщину, полностью сняв с себя вину. Но как бы то ни было, Насух сам согласился носить шифровки Садыки капитану Антонио и взять в жены Нигяр, зная о том, что будет дальше. Поэтому все его слезы и обиды смотрятся как бы это сказать... жалко.

Впрочем, я догадываюсь, почему Насух-эфенди кажется симпатичным многим нашим телезрительницам. Он безопасный. Такой себе ручной мужчина. Не брутальный, не жестокий, не агрессивный. Мягкий и нерешительный. Гибкий. На фоне Ибрагима так вообще кажется лапочкой. Только на мой взгляд, кажущаяся приятность образа Насуха исходит от непонимания и неприятия мужской природы.

(Дальше мои размышления на тему женственных мужчин, можно пропустить, если интересуетесь исключительно темой сериала)...

Нормальные мужики вовсе не лапочки. Они неудобны в общении с женщиной вне конфетно-цветочного периода. Они грубые, жесткие, в них в норме присутствует агрессия и пофигизм ко всему, что не входит в сферу их интересов. Но это пугает женщин, и они тянутся к чувствительным, мягким, понимающим, нуждающимся в ласке и опеке. К удобным и безопасным. И мужчинки карманного формата, мамкины мачо, этим радостно пользуются, с удовольствием играя нужную роль. Только вот после пары месяцев семейной жизни милый розовый мини-пиг становится свином. Потому что против природы не попрешь... И все его плюсы — мягкость, чувствительность, нерешительность становятся жирными минусами...

Эти размышления навеяны тем, что ВВ я смотрю на Домашнем, показ раз 50 за серию прерывается рекламой. Канал женский, товары и услуги рекламируются соответствующие. И если в рекламе снимается мужчина, то его обязательно покажут "плюшевым", "забавным". Неопасным.

В первой рекламе пузатый супермен весом за центнер игриво валяется в куче листьев, во второй какой-то страшок без бороды изображает Санту, хотя с его внешностью куда более пристало эльфа играть, в третьей неповторимо кривляется женоподобный Гудков. Внешность не судят, но этим мужчинам нормально выставлять себя шутами. Играть нужную роль. Увы, время "Бандитского Петербурга" и "Бригады" прошло. Великую советскую классику и "Крестного отца" и упоминать не стоит. Но только вот там мужчины были мужчинами, отчасти играли самих себя. И я уверена, что актеры с фото выше, выйдя из образа, становятся такими, какими задумала их природа: грубыми, эгоистичными, ленивыми... с которыми женщине неудобно. Зачем же тогда в кадре они показывают то, чего не существует на самом деле?

ВВ в этом плане балует нас истинно мужскими персонажами: Ибрагим, Рустем, Бали бей. Даже евнухи Сюмбюль и Гюль вполне себе мужики, даром, что не все причиндалы на месте. А вот султан Сулейман явно показан с гораздо меньшим уклоном в сторону мужественности. Мой муж, который хоть и не смотрит ВВ, но порой присаживается рядом, когда пьет чай, по-Станиславски кричит, не верю, что султан был такой тряпкой. Не любит он султана, хоть тресни. Пришлось объяснить, что если бы султан Сулейман как Дон Корлеоне всех бы мочил направо и налево, женщины не стали бы смотреть сериал. Но муж прав: султан на самом деле должен был бы быть пожестче и посуровее.

Насух в этом ряде отличается умением маскироваться под "нормального" мужика. Но алкоголизм и безответственность не оставляют ему шансов удержаться в этой позиции лично для меня. А для вас?