Из всего количества великолепных произведений киноискусства, произведших неизгладимое впечатление на советского зрителя в 60-е и 70-е годы, выделить всего 3 фильма, которые по-настоящему потрясли его, кажется непосильной задачей.
Ведь только советский кинематограф за эти годы выпустил целый ряд шедевров, которые по сей день мы не устаем пересматривать. Это и комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, и фильмы Марка Захарова, Никиты Михалкова, Сергея Бондарчука, и «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, и фильмы о Великой Отечественной войне, и многие другие. Фразы из этих фильмов разошлись на цитаты, а песни из них знала и пела вся страна…
Более того, несмотря на существование «железного занавеса» и на партийную цензуру, Советский Союз в области кинематографа был очень открытой страной. Нам показывали фильмы и сериалы практически всех стран мира. Фильмы США не составляли исключение. Такие фильмы как «Чемпион» (1949 г.) с Кирком Дугласом, «Странствия Одиссея» (1953 г.), «Викинги» (1958 г.), «Флиппер» (1963 г.), «Клеопатра» (1963 г.), «Золото Маккены» (1969 г.), фильмы Стенли Крамера, «Генералы песчаных карьеров» (1971 г.), «Новые центурионы» (1972 г.), и многие другие имели огромный успех в советском прокате 60-х – 70-х годов. Многие по сей день помнят законы Килвинского из фильма «Новые центурионы»…
Выход на советский экран английского фильма «Миллион лет до нашей эры» (1966 г.) стал просто событием. Советский зритель впервые увидел на экране схватки с динозаврами.
Мы смотрели индийские фильмы, бразильские, испанские, сирийские, турецкие, французские, итальянские, немецкие... Некоторые из них показывали не только на большом экране, но и по телевидению.
Особенной популярностью пользовались европейские «красные» вестерны с участием Гойко Митича и Пьера Бриса.
По нескольку раз смотрели мы «Приключения на берегах Онтарио» (1968 г.), «Оцеола» (1971 г.), «Апачи» (1973 г.)…
Эти фильмы поражали наше детское воображение, формировали характер и восприятие мира.
Не меньшее впечатление произвели на нас фильмы «Даки» (1967 г., производство Румыния-Франция) и «Колонна» (1968 г., производство Румыния-Восточная Германия). Особенно хочется отметить фильм «Колонна», ставящий вопрос о цивилизаторской миссии народов, стоящих на более высокой ступени развития. Именно поэтому фильм не потерял своей актуальности и сегодня.
Особое место в СССР занимал французский и итальянский кинематограф, поскольку на эти годы пришелся их настоящий расцвет. Мы знали имена практически всех ведущих киноактеров. Всем были известны Бурвиль, Жан Габен, Луи Де Фюнес, Жан Маре, Жерар Филипп, Ален Делон, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Филипп Нуаре, Мишель Мерсье, Катрин Денев, Брижит Бардо, Мирей д’Арк, Роми Шнайдер, Анни Жирардо, Клаудия Кардинале, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Марчело Мастрояни, Адриано Челентано, Орнела Мутти и др.
Как можно обойти стороной такие французские фильмы как «Фанфан-тюльпан» (1952 г.), «Отверженные» (1958 г.), «Три мушкетера» (1961 г.), «Картуш» (1962 г.), «Парижские тайны» (1962 г.), «Анжелика – маркиза ангелов» (1964 г.), «Шербурские зонтики» (1964 г.), «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972 г.) «Великолепный» (1973 г.), «Старое ружье» (1975 г.), «Зорро» (1975 г.), «Частный детектив» (1976 г.) «Игрушка» (1976 г.), «Удар головой» (1979 г.), «Смерть негодяя» (1979 г.)?
Мы с удовольствием смотрели и старались не пропустить ни одной серии польского сериала «Четыре танкиста и собака» (1966-70 гг.) и венгерского «Капитан Тенкеш» (1963-64 гг.).
Все перечисленные фильмы произвели на советского зрителя неизгладимое впечатление. Как можно выделить из них всего лишь три?
Критерием выбора должен служить какой-то видимый и совершенно очевидный массовый эмоциональный эффект, произведенный фильмом. Именно очевидный массовый эмоциональный эффект, побудивший зрителя к каким-то действиям, связанным с сюжетом или героями фильма, позволит нам сделать вывод о том, что тот или иной фильм действительно стал настоящим потрясением.
Исходя из этого, мы сможем выделить, наверное только 3 фильма. Разумеется, они не были перечислены выше.
Первым фильмом, потрясшим советского юного зрителя, нужно считать картину «Фантомас» (1964 г.) и ее продолжение «Фантомас разбушевался» (1965 г.).
Оба фильма вышли в советский прокат в 1967 г. Всем известно, какое негативное влияние комедийный фильм «Фантомас» произвел на советскую молодежь. Появились отечественные Фантомасы-шутники и Фантомасы-преступники. Все советские дети по сей день помнят ходивший в то время стишок: «Мне нужен труп, я выбрал вас, до скорой встречи, Фантомас.» В 1970 г. он даже был запрещен к показу. Однако запрет был снят в 1973 г. В ходу была также легенда о том, что фильмов на самом деле 5. При этом говорили, что первый фильм называется «Труп в зеленом чемодане», а последний – «Фантомас снимает маску». Находились и те, кто уже видел этот последний фильм.
О повальном увлечении Фантомасом очень хорошо написал советский писатель Виктор Драгунский в одном из рассказов под названием «Фантомас» (1969 г.):
«Вот это картина так картина! Это да! От этой картины можно совсем с ума сойти, точно вам говорю. Ведь если простую картину смотришь, так никакого впечатления.<…> А «Фантомас» — другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых, маска! В-третьих, приключения и драки! И в-четвертых, просто интересно, и все! И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов.»
Это «увлечение» Фантомасом нашло отражение и в советском кинематографе. В 1974 г. на телеэкраны вышел 2-серийный фильм «Анискин и Фантомас», где расследование происходит на фоне проявлений негативного воздействия фильмов о Фантомасе на молодежь.
Первый просмотр фильма "Фантомас" в 60-е годы (мне должно было быть тогда лет 6) вызвал у меня головную боль, и мои родители покинули кинозал на моменте, когда под звуки органа появлялся красный лифт.
После второго просмотра (я был уже постарше) я заявил родителям, что стану знаменитым вором, от чего моя мать была просто в ужасе и стала «вправлять мне мозги». К счастью, мой школьный товарищ Саша Винницкий разоблачил сцену похищения драгоценностей во время дефиле, сказав, что невозможно было не услышать шум работающей дрели. Наверное поэтому вором я так и не стал…
Третий просмотр состоялся, когда мне было лет 13, и уже без родителей. По-моему, я смеялся на протяжении всего сеанса.
Вторым фильмом, потрясшим СССР, можно назвать американский фильм «Триста спартанцев» (1962 г.)
После его показа в СССР в 1970 г. почти у каждого мальчишки в доме появился либо деревянный меч, либо копье, либо щит, либо все вместе. В г. Харькове ребята от мала до велика районов Павлово поле и Старое Павлово поле (сокращенно «Старуха») устроили настоящее побоище спартанцев. Для этого был выбран поросший высоким бурьяном пустырь возле школы №50 и наваленные вокруг довольно высокие горы земли. Несмотря на то, что спартанцы с Павлова поля заняли удобную позицию на этих горах и атаковали противника сверху, спартанцам со Старухи удалось одержать победу. Ваш 7-летний покорный слуга был в этом сражении «убит» 2 раза… Мертвым считался тот, кто пропустил два удара мечом или копьем в туловище. Где, вы, ветераны той знаменательной битвы? …
Третьим фильмом нужно назвать советский сериал «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.), который произвел такой фурор, что во многих школах дети играли в Штирлица и Мюллера.
Вот, что говорил об этом Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Юрьевич Глазьев:
«Я тогда учился в школе, и мы не пропускали ни одной серии. И, наверное, не секрет, что тогда во многих школах дети играли в «Семнадцать мгновений весны». Это касалось и нашей школы, где мы импровизировали на темы, заданные прекрасным произведением Юлиана Семенова, которое сегодня знает каждый. Я-то лично играл за Советский Союз, но были у нас желающие поиграть за Вермахт.»
Наша харьковская школа не была исключением. У нас дело было не в «желающих поиграть за Вермахт». Проблема в том, что сложно играть в «Семнадцать мгновений весны», если все играют роль советского разведчика и радистки (радиста)… Кто-то должен был взять на себя и неблагодарную роль Мюллера, Бормана или Шеленберга…
Фильм дал также целую серию крылатых выражений и породил целую массу анекдотов, популярных по сей день. Вот только некоторые из них:
«Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. „Броневой“, — подумал Штирлиц».
«Штирлиц подошел к окну. Из окна дуло. Штирлиц закрыл окно, дуло исчезло.»
«Штирлиц вытащил из сейфа записку Мюллера. Мюллер кричал и отбивался.»
Фильм был настолько хорош и увлекателен, что его одновременно смотрели миллионы советских граждан. В период показа сериала отмечалось снижение уровня преступности по всей стране. С таким же интересом его смотрели и за границей.
Сложно сказать, существуют ли сегодня подобные фильмы, способные произвести такое мощное воздействие на массового зрителя. Многие жалуются на отсутствие таких фильмов, говорят о гибели кинематографа. Тем не менее, и сегодня можно назвать целый ряд очень удачных картин отечественного и зарубежного производства. Возможно, что дело совсем не в фильмах, а в зрителях. Возможно, сегодняшний юный зритель настолько пресытился всевозможными эффектами, компьютерной графикой и компьютерными играми, что удивить его чем-либо крайне сложно…