Монтепульчано очень легко полюбить. Причину каждый может выбрать свою.
Кто-то за возможность в веке 21 вдохнуть почти ничем не разбавленный Ренессанс, кто-то за возможность поместить себя в декорации “Сумерек” или проверить на аутентичность “Под солнцем Тосканы”.
Большинство любят Монтепульчано за его вино, носящее гордое имя Nobile.
Мое первое свидание с Нобиле ди Монтепульчано на его исконной земле пошло не по плану и не по карте.
Начало было положено в ходе очень личного знакомства с городом, которое привело к любопытнейшей городской постройке. Google не счел ее достойным для нанесения на свою карту, такой же позиции придерживаются и официальные туристические карты. Все внешние признаки склоняли к мысли, что скромное здание - церковь. По названию улочки, на которой она расположена, Vicolo di S.Antonio, было решено данного святого записать в покровители церкви.
Внутри – скромное убранство, ничто не отвлекает от главной цели визита. Порядок явно поддерживается любящей рукой. Рядом – очень личный мир, принадлежащий скорее всего той самой любящей руке. Додумываешь, что скорее всего это мастерская реставратора.
Продолжаешь поиски своего личного Ренессанса. Вспоминаешь, что ты на родине одного из наиболее почитаемых красных в мире.
Общественное признание к Нобиле ди Монтепульчано пришло очень задолго до появления Роберта Паркера.
Вынести данное вино в закладки для последующей дегустации можно было в ходе прочтения литературных произведений местных авторов уже в 17 веке. Продвижением занимался даже уважаемый всеми тосканский медик при дворе Медичи, окрестивший Нобиле ди Монтепульчано “королем всех вин”.
Есть мнение, что благородными эти вина стали, так как серьезно заняться их производством и последующим продвижением решили благороднейшие семьи, обитавшие в монтепульчанских палаццо. По всей видимости в других регионах благородные семьи обнаружены не были, поэтому Нобиле всегда только из Монтепульчано. Не путать с Монтепульчано неблагородным. За ним вам надо в Абруццо.
Авторское право принадлежит семье Контуччи, именно они первыми зафиксировали данный термин в 18 веке в учетной книге своей винодельни, старейшей в городе. Отдать должное семье и их продукции можно и сегодня, проследовав в Palazzo Contucci. Не забываем при этом благодарить и этрусков, так как именно они первыми придумали использовать пасторальные холмы под виноградники.
Именно Nobile в новейшей истории стало первым вином в Италии, получившим статус сначала контролируемой марки, а затем и высшую классификацию названия с контролируемым и гарантированным происхождением – DOC (Denominazione di Origine Controllata) и DOCG (Denominazione di Origine Controllata e Garantita).
Выбрать место для знакомства с Нобиле из Монтепульчано может быть проблематично, так как желающих забрать вас и окунуть в мир благородного напитка немало.
Принцип “особняком” не подвел и в этот раз. Блуждая по сторонам, взгляд зацепился за очень несовременную рукописную вывеску Cantina. Не смутила скользкая мощеная дорожка, уходившая круто вниз и демонстрирующая активное присутствие голубей где-то рядом сверху.
Внутри – очередное путешествие на машине времени под обволакивающие ароматы локальных деликатесов. Узнаю, что кантина функционирует с 14 века и является частью Palazzo Tombesi Trecci. Просто я зашла не с парадного входа. Палаццо, правда, не особо фигурирует в туристических списках объектов для знакомства.
Формула Нобиле ди Монтепульчано в идеале должна содержать 80% санджовезе, но случается и 60%. Остальное складывается из сортов, разрешенных для произрастания в регионе. Начинаешь дегустировать с 2 лет, добавляя по году. Считается, что 2015 и 2016 особо удались. Останавливаешься на варианте, с которым именно тебе хочется задержаться. В компанию идут пекорино разной силы выдержки и тосканские мясные специалитеты.
Атмосфера и душевное, очень тактичное сопровождение склоняет к нескольким раундам дегустации. Для тех кто после дегустации решит, что возвращаться из Ренессанса пока рано, предусмотрена опция задержаться. В Палаццо можно пожить. За возможность почувствовать себя Нобиле ди Монтепульчано просят не так уж и много.
Быстро ощущаешь на всех уровнях, что попал в духоподъемное место.
Церковь, кстати, и правда оказалась Святого Антонио. Выяснилось в ходе дегустации, так как принадлежит все тому же Палаццо Томбези Треччи.
Кольцевая композиция, все сошлось. Так бывает, когда выбираешь вариант “особняком” и не боишься спускаться вглубь.