Два дома Моисея Берковича Берлина находились в г. Стародубе по Сенной площади, на левой стороне. В 1921 году его занимали домовладелец, частные граждане и члены профсоюза. 3 января 1924 года Моисей Берлин подаёт заявление в Общий отдел при Стародубском Уисполкоме с просьбой возвратить ему дом в полное владение. Ниже приводится полный текст заявления.
В Общий Отдел при Стародубском Уисполкоме
Гражданина Моисея Берковича Берлина, живущего в г. Стародубе по Сенной улице.
Заявление
Чтобы в старости иметь себе с семьей приют, или как говорят свой угол, я все свои заработки и сбережения от аккуратной жизни затратил на дом в гор. Стародубе на Сенной улице. В 1919 году дом этот был муниципализирован с указанием на то, что я будто бы бежал от советской власти. Узнав об этом, я в 1920 году возбудил ходатайство о возвращении мне этого дома и к тому ходатайству приложил документы устанавливающие:
1) что я в момент вступления в Стародуб Советской власти не мог бежать из Стародуба, так как в то время находился в гор. Киеве с женой, которая была больна воспалением слепой кишки (аппендицитом) и ей там делали операцию,
2) что в 1919 году я уже был советским служащим, а затем красноармейцем по 1921 год.
Таким образом сведения, на основании которых муниципализирован мой дом, были взяты с потолка и опровергались сказанными документами Н.К.В.Д. убедился в этом и по моему ходатайству вернул мне дом, который и по сие время считается демуниципализированным. Когда против бывших служащих Стародубского Укомунотдела Фомичева и Озерского было возбуждено уголовное дело за дачу неправильных сведений о возращенных домах, и когда дела об этом были затребованы из Н.К.В.Д., то представленных мною выше сказанных документов в деле не оказалось и суд таким образом не имел возможности войти в детальное суждение о правильности или неправильности вращения мне дома. Возобновить вышесказанные мои документы я в настоящее время не имею ровно никакой возможности. Есть только следы сделанной жене операции, затем сохранилось вещественное доказательство – конец вырезанной слепой кишки и учетная карточка о моей демобилизации из Красной Армии. Нет так же в деле и акта осмотра моего дома, проведенного в то время надлежащей комиссией.
Вследствие вышеизложенного прошу Общий Отдел произвести повторное обследование моего дома и имущественного состояния моей семьи для установления следующих обстоятельств:
1) что дом мой расположен на неудобной усадьбе, косогоре,
2) что он не представляет особенной ценности для государства по своей ветхости для занятия под государственные учреждения и для сдачи хотя бы под средние квартиры
3) что кроме этого дома у меня никакого имущества нет, а работоспособность моя вследствие слабости здоровья слишком упало и что все таки я на последния средства старался дом поддерживать и делать посильные ремонты, теперь же дом требует совершенного почти заново перестройки
4) что источники для дальнейшего существования моей семьи остались этот дом да моя служба в советских учреждениях
5) что с отобранием от меня этого дома будет напрасно обижена ни в чем неповинная моя семья, и вместе с тем потребуется от Комунхоза большие непроизводительные затраты на перестройку и капитальный ремонт малодоходного дома. По установлении сказанных обстоятельств прошу Общий отдел направить куда следует настоящее мое ходатайство об оставлении в силе и без отмены демуниципализации моего дома.
1924 года января 3 дня Заявитель
Мнение Комиссии Стародубского Уисполкома на основании результатов обследования: два дома и флигель со всеми надворными постройками ветхие, нуждаются частью в капитальном ремонте, частью подлежат сносу и никакой ценности в настоящем состоянии не представляют, при наличии достаточной жилой площади в Стародубе, не могут представлять таковые ценности в течении ближайших 6-8 лет, почему комиссия полагает: домовладение это полностью оставить владельцу.
Документ хранится: Государственный архив Брянской области. Ф. 1421. Оп. 1. Д. 153. Стародубский Уездный Исполнительный Комитет. О 14 демуниципализированных домах. Список 14-ти домовладений по городу на дополнительную муниципализацию, сведения о домовладениях, акты купли продажи, выписка из протокола заседания Президиума, заявления граждан с их удостоверениями о демуниципализации. 21.02.1924 – 09.10.1924. Лл. 31, 31 об.,32 - заявление, Лл. 4 об. – 5 - список демуниципализированных домов.