Новая порода голубей – Останкинский белый – была выведена в Останкинском голубином питомнике в середине 50-х годов прошлого века, к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Голубь этой породы стал символом фестиваля – сотни таких этих птиц были выпущены на стадионе «Лужники» в день открытия, 28 июля 1957 года. Новая порода создавалась на основе почтовых голубей, которые во время войны переносили разведданные и зажигательные снаряды. Об этом рассказал голубевод, член Московского областного союза голубеводов Олег Жиганов.
Специальность № 16
Однажды в начале 1932 года в квартиру директора Останкинской биологической станции МГУ, профессора Вячеслава Федоровича Ларионова постучали. Он жил тут же, на биостанции, рядом с лабораторным корпусом стоял деревянный жилой дома для сотрудников.
За дверью стоял человек в военной форме: «Товарищ профессор, спец по голубям? Я из Осоавиахима, нужна ваша помощь…»
- В середине 20-х при центральном совете Осоавиахима – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству - была создана секция почтового голубеводства, - говорит Олег Жиганов. - Слово «почтовый» не должно сбивать с толку, перед секцией стояла задача подготовки голубей в интересах обороны.
В 1929 году Реввоенсовета выпустил приказ «О принятии на вооружение системы голубиной связи». В 1930 году была учреждена военно-учётная специальность № 16 - тренер-голубевод.
- Подготовку тренеров-голубеводов совместили с подготовкой инструкторов служебного собаководства, обучение и тех, и других велось в Центральной школе связи собаководства и голубеводства в Кускове-Новогирееве. Военно-голубиные станции создавались по всей Москве.
Квадратик на схеме –это питомник
А центром военного голубеводства как такового – воспроизводства, разведения, селекции - было Останкино.
- Смотрите, как много кружочков и только один квадратик, - показывает Олег условные обозначения на «Схеме почтово-голубиной связи в обороне Москвы», составленной в конце 30-х.– Кружочки - это голубестанции, их 28, к примеру, на Ново-Алекесеевской, на Большой Алексеевской, 46, на Ярославском шоссе, 38. А квадратик – это питомник, он один-единственный, в Останкине.
Биостанция на месте Ракеты
Голубиный питомник появился в Останкине в 1931 году вместе с биологической станцией МГУ. Ее создал профессор биолого-почвенного факультета МГУ, орнитолог Вячеслав Ларионов.
- Биостанция располагалась в районе нынешней Аллеи космонавтов, приблизительно на том месте, где сейчас Ракета - памятник покорителям космоса, - рассказали на кафедре зоологии позвоночных биофака МГУ, где работал Ларионов. – На биостанции проходили практические и лабораторные для студентов, а также велась научная работа.
После 1937 года биостанцию в Останкине стали называть Пушкинской - по названию студенческого городка, который был построен неподалеку, между нынешними Аргуновской и Новомосковской улицами, в районе нынешней Ольгинской церкви и нового здания НТВ, в год 100-летия со дня гибели Пушкина.
Кроме голубятни на биостанции были курятник, площадка и пруд, виварий, пасека. Жил Вячеслав Федорович там же, рядом с лабораторным корпусом стоял деревянный дом для сотрудников, поэтому наблюдение за голубями шла практически круглосуточно. Ларионов и его ученики вели исследования по изучению роста, развития, линьке, особенностей размножения и селекции голубей.
С веточкой в клюве
Природное свойство голубя - быстро и безошибочно возвращаться к тому месту, которое он считает своим домом – человек начал использовать еще с ветхозаветных времен. Первым пернатым связным можно считать голубя, отправленного Ноем на поиски земли и вернувшегося с веточкой оливы в клюве.
- К началу XX века в русской армии было две разновидности военно-голубиных станций – стационарные, это по сути голубятни, и передвижные – деревянные клетки, которые везли на лошадях, а иногда несли на спине, - говорит Жиганов.
С рюкзаком между крыльев
В Красной Армии голубеграмма продолжала оставаться быстрым способом передать разведданные, донесение или вызвать подмогу.
- К примеру, на границе караул при обходе заметил следы нарушителя. Как сообщить о диверсанте на заставу? Командир пишет сообщение на тонкой бумаге, запечатывает в капсулу – она называлась портдепешник и кладет в особый рюкзачок, прикрепленный на спине голубя, ближе к хвосту. Птицу подбрасывают вверх, и она летит на заставу.
Скорость почтового голубя - 60-80 километров в час, он летит с виражами, но с пути не сворачивает. Радиус действия голубиных станций по нормативу составлял 100-150 километров, но обычно адресат располагался гораздо мог ближе, в 20-30 километрах.
4 тысячи депеш
- Главное, чем занимались голуби на войне - оперативная связь разведуправлений и передача донесений. Сообщения, имеющие особую важность, дублировались - и отправлялись несколько раз, с 3-4 птицами – голубь мог погибнуть от осколка.
На 2-м Прибалтийском фронте в 1944 году даже была сформирована отдельная голубиная рота связи: 500 голубей, 90 корзин-голубятен, чтобы птиц переносить, четыре голубиные станции. И 4 тысячи доставленных депеш за полгода.
Взвод пернатых подрывников
Бывало, что голуби выполняли и боевую задачу. На спину птицам, наученным садиться на предметы, напоминающие формой авиабомбы, а также цистерны и ёмкости для топлива, крепили зажигательные снаряды с автоматически отстегивающимся механизмом. Взвод пернатых подрывников грузили в специальную кассету, рассчитанную на 24 птицы, доставляли на самолете в район размещения вражеской авиации и выпускали. Голуби вылетали, делали несколько виражей и садились на объекты нужной формы. Снаряд отстегивался, и срабатывал взрывной механизм. Большинство голубей успевали улететь.
Останкинский белый
Военная карьера голубей закончилась после войны - на вооружение армии пришли новые средства связи.
Но селекционная работа не прекратилась.
- В середине 50-х, когда местом проведения Всемирного Международного фестиваля молодежи и студентов была выбрана Москва, Моссовет выпустил специальное постановление «О завозе и разведении в Москве голубей» Еще раз обратились к профессору Ларионову. Он вывел новую породу - Останкинских белых голубей, ее стали называть Голубь мира.
- От почтовых пород он взял удлиненный мощный корпус и сильные крылья, от декоративных – изящество и грациозность, - говорит Жигарев.
Несмотря на учёное звание и возраст – уже за 50, Вячеслав Федорович очень хорошо понимал эмоциональную сторону всего, что связано с голубями. В 1957 году по поручению ЦК ВЛКСМ он организовал подготовку нескольких тысяч Останкинских белых – они взмыли над стадионом в Лужниках в День открытия фестиваля.