Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов около трех лет вынашивали и пробивали идею экранизации пьесы Михаила Булгакова "Бег". Произведение о трагической судьбе русского офицерства и интеллигенции в годы Гражданской войны было завершено писателем в 1928 году и сразу оказалось под запретом. Впервые пьеса была поставлена только в 1957-м на сцене Сталинградского драматического театра. Спустя десять лет режиссерам, задумавшим экранизацию, тоже пришлось непросто.
1. Кинофильм "Бег" (1970) – одна из первых экранизаций произведений Михаила Булгакова в СССР. Творчество писателя оставалось под негласным запретом. Режиссерам пришлось долго добиваться разрешения на съемки, а потом пойти на хитрость, чтобы запустить фильм в производство. "...Мы с Александром Аловым были художественными руководителями Творческого объединения писателей и киноработников и в этом качестве имели кое-какие права. Ну мы и запустили сами себя: по моему и Алова приказу. Вот и все", – рассказывает Владимир Наумович.
2. Когда получили средства, съемочный процесс начали моментально. Режиссеры старались тратить как можно больше денег, снимая сложные и дорогостоящие эпизоды в самом начале. Делалось это с одной целью – если картину решат закрыть, то потраченные государственные средства пропадут. Это должно остановить Госкино. Так и произошло.
3. Алов и Наумов сами написали сценарий кинофильма. В основу взяли несколько произведений Булгакова: пьесу "Бег", фрагменты романа "Белая гвардия" и либретто оперы "Черное море". Сценарий получил название "Сны о России". Потом появился другой вариант – "Путь в бездну". Но в итоге фильм назвали так же как пьесу – "Бег".
4. В ходе съемки режиссеры добавляли некоторые эпизоды, не существующие в произведениях Булгакова. В этом случае отснятые материалы передавали Елене Сергеевне Булгаковой – консультанту картины. После ухода из жизни Михаила Афанасьевича, супруга писателя считала себя его "единственным представителем". Она отсматривала сцены и иногда говорила: "Да, этот материал Михаилу Афанасьевичу понравился, но он просил добавить несколько деталей". Наумов вспоминает, что с предложенными поправками всегда выходило точнее. Режиссеры словно ощущали присутствие автора на съемочной площадке.
5. Создателям картины удалось собрать блестящий актерский состав. Однако порой требовались ухищрения, чтобы добиться нужного результата. К примеру, было сложно объединить гениальных, но разных по технике артистов – Михаила Ульянова и Евгения Евстигнеева. Первому нужна было четко выстроенная сцена и репетиции. Второй предпочитал импровизировать, а на репетициях скучал. Режиссеры делали так: отправляли Евгения Александровича в гримерку, где красавица-ассистентка угощала его чаем. В это время Алов и Наумов прогоняли сцену с Михаилом Александровичем. "И когда он был готов, выпускали Евстигнеева. И наша цель состояла в том, чтобы Ульянов "дозрел", а Евстигнеев не "завял", – смеется Наумов.
6. Одну из центральных ролей – генерала Хлудова, сыграл никому не известный актер Омского драматического театра Владислав Дворжецкий. По счастливой случайности, незадолго до запуска "Бега" его фото попало в картотеку "Мосфильма". Алов и Наумов не могли упустить артиста с такой запоминающейся "готической внешностью". Но пробы на приват-доцента Голубкова и контрразведчика Тихого неопытный исполнитель провалил. Однако, как только на Дворжецкого надели длинную шинель Хлудова и выслушали монолог, поняли – точное попадание в образ. Пришлось отказать Глебу Стриженову, который изначально рассматривался на роль белого генерала.
7. Первоначальный вариант пьесы "Бег" (1928 ) заканчивался возвращением трех главных героев на Родину. В версии 1937 года Хлудов остается в Константинополе и стреляется. В киноверсии "Бега" Серафима (Людмила Савельева) и Голубков (Алексей Баталов) отплывают на корабле в Россию. Хлудов (Вячеслав Дворжецкий) стоит на берегу и смотрит в морскую даль. По сути финал остался открытым.
8. По завершению съемок "Бег" подвергся цензуре, но к показу был допущен. В кинотеатре "Россия" повесили афиши, однако за пять дней до премьеры фильм запретили. Режиссеров обвинили в том, что образы белогвардейцев вызывают сочувствие.
9. Новость о запрете картины застала Александра Алова, Владимира Наумова и Михаила Ульянова в Чехословакии. Благодаря популярности артиста, их посадили в правительственный самолет, отправляющийся в Москву. Во время полета кинематографистов пригласили в салон, где летели представители Политбюро ЦК КПСС. Они захотели сыграть в домино, тогда Наумов предложил "американку" – проигравший выполняет любое желание победителя. "И на наше счастье нам повезло, мы выиграли. Члены правительства пытались выкрутиться, но нам с Михаилом тогда терять было нечего", – вспоминает Владимир Наумович. Желание у создателей "Бега" было одно – премьера картины!
10. Фильм в прокат выпустили. А в 1971 году "Бег" был включен в программу основного конкурса Каннского кинофестиваля и претендовал на главный приз – "Золотую пальмовую ветвь". Но награда тогда досталась картине Джозефа Лоузи "Посредник".
Друзья, телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" включил киноленту "Бег" в программу недели. Не пропустите! Читайте и другие статьи о кино:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#фильмы ссср #кино #кино ссср #факты о фильме #интересные факты о фильме