Фильм братьев #Люмьер произвёл невероятный эффект. Он перевернул мышление миллионов людей по обе стороны Океана, и сделал возможными такие вещи, о которых в то время не говорили всерьёз даже самые смелые мечтатели.
Началось завоевание Европы и Америки #синематографом. Индустрия возникла буквально из ничего за десять лет. Киностудии стали появляться везде. Первые ролики (от которых, собственно, получили название и ролики современные, хотя в них уже ничего не крутится) длились по несколько секунд.
Пролог
Этот вид искусства был новым, необычным, многообещающим. А, самое главное, сулил громадные прибыли. Как киностудиям, которые могли бы выпускать достаточно большое количество кинофильмов, так и монополистам, которые изготавливали киноаппараты. Одним из таких монополистов собирался стать (и в итоге стал) известный изобретатель Томас #Эдисон.
Эдисон был известен своей непримиримой борьбой с Тесла, в которой он не гнушался никакими методами: от вбросов в СМИ до спонсирования варварских экспериментов, писать о которых здесь было бы слишком неэстетично.
Но Эдисон имел высокий авторитет (а также длинные руки, и толстый кошелёк). Даже сейчас он считается одним из величайших учёных того времени. Именно поэтому история, о которой здесь пойдёт речь, не получила особенного распространения. Более того, до сих пор нет никаких доказательств или показаний, свидетельствующих против Эдисона.
Начало истории
В начале 1888 года французский изобретатель Луи #Лепренс из Меца сконструировал систему с шестнадцатью объективами, которая позволяла получить движущееся изображение способом хронофотографии.
Смысл системы состоял в том, что группы фотоаппаратов поочерёдно делали снимки с задержкой по времени. Вследствие чего можно было получить несколько фотографий подряд на рулоне фотобумаги, из которых составлялось движущиеся изображение, как в кино.
Позже Лепренс усовершенствовал свой аппарат, и построил другой, с более качественными характеристиками. В 1889 году он запатентовал его. В то время он жил в Англии, куда переехал ещё в 1887 году, и где снял свои первые ролики. Инженер думал совершить поездку во Францию, чтобы встретиться с родственниками, а потом двигаться в США. Новый аппарат, созданный им, Лепренс планировал рекламировать в Америке.
16 сентября 1890 года он сел на поезд, направлявшийся в Париж из Дижона, где гостил у своего брата. Поезд прибыл в Париж без Луи Лепренса. Больше никто и никогда не слышал ничего ни о Лепренсе, ни о его изобретениях.
Расследование
Расследование было начато и Скотланд-Ярдом, и французской полицией, но сразу же зашло в тупик. Купе, в котором должен быть ехать Лепренс, оказалось пустым, и запертым изнутри на ключ. Поезд из Дижона шёл до Парижа без остановок. А самое удивительное и странное было то, что ни пассажиры поезда, ни проводники, ни служащие не запомнили инженера.
Странное потому, что Лепренс был человек огромного роста, с представительной внешностью. В 1890 году поезда были небольшими — всего несколько вагонов. Как Лепренс попал на пассажирский поезд, с билетом, и при этом никто не запомнил его — так и осталось тайной.
Среди четырех основных версий, которые рассматривали полицейские, были: самоубийство, мошенничество (скрылся в США), заказное убийство (вследствие войны патентов, в которой был замешан Эдисон), и убийство ради выгоды собственным братом Адольфом.
Первые две версии не подтвердились, а в связи с остальными начали происходить непонятные события.
«Акт 6928»
Вдова Лепренса и его брат инициировали дело против Эдисона. Истцы утверждали, что Лепренс имел приоритет в изобретении синематографа, и, значит, именно им принадлежали наследные права. Этот процесс получил название «Акт 6928». Эдисон, который запатентовал киноаппарат, не показал его в действии. Между тем, оборудование Лепренса было настоящим и действующим, оно работало. И тогда в ход был пущен старый трюк: информационная война.
Лепренса стали обвинять в том, что он был шарлатаном, ничего не изобрёл, а если изобрёл, то украл. Никто не произносил имени Эдисона, но было понятно, что, скорее всего, именно с его подачи СМИ смешали Лепренса с грязью. Такими же методами он пытался расправиться раньше с Теслой, когда пресса начала кампанию против хорватского учёного, обвиняя его в том, что все его изобретения бесполезны или опасны.
Закрытая комната
Шёл 1902 год. Элизабет Лепренс вела тяжбы, связанные с иском, в Нью-Йорке. Адольф Лепренс в это время находился в Англии, откуда был вызван в США для дачи показаний.
Далее Адольф прибывает в Нью-Йорк и останавливается в гостинице, где должен оставаться для участия в судебном процессе. Но на слушания он не попадает по причине того, что на следующий день его обнаруживают лежащим неподвижно, лицом вниз, на полу номера без признаков жизни. Адольф Лепренс был застрелен неизвестными. Никаких следов преступников, оружия или каких-либо документов обнаружено не было. Расследование было приостановлено. А через семь лет, в 1909 году, Эдисон был признан официальным изобретателем синематографа. Жертвоприношение было совершено.
Финал
Прошло много лет. Из официальных лиц никто и никогда не вспоминал Лепренса, как изобретателя синематографа. На международном уровне его изобретения не были признаны. Дело так и не было раскрыто. Но в 2003 году в архивах французской полиции была обнаружена фотография, сделанная в 1890 году. На ней был запечатлён человек, похожий на Луи Лепренса. Утопленник. Расследование возобновлено не было. Самая главная загадка викторианской кинематографии так и осталась загадкой.
В английском городе Лидсе, где долгое время проживал инженер, есть памятная доска и названное его именем отделение кинематографии в местном университете.
Хронофотография и сейчас иногда используется в синематографе, а на её принципе построены все кинематографические системы, в том числе и цифровые.
Самостоятельного расследования создавать не было смысла за давностью дела, и за очень малым количеством документов, иллюстрирующих его. В Британских королевских архивах я обнаружил запись от 2015 года, которая описывала переданные на хранение в них Философским и Литературным обществом Лидса документы, как «одну серую коробку». Они включают в себя схемы и описания, касающиеся киноаппаратов изобретателя, а также письма Элизабет и Адольфа Лепренсов. Доступ к документам возможен только с письменного разрешения секретаря общества.
О Лепренсе написано много книг, все они на английском языке, и у нас не переводились. Но сейчас, в цифровую эпоху, любой может найти их, и прочитать. Задуматься над той историей. И понять, каково было то время, и чем оно отличается от нашего.
Луи Лепренс