Портретов императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, осталось в истории великое множество. По ним мы можем сейчас судить какой она была.
Соглашусь, что художники порой льстили монаршим особам, но все-таки талантливые мастера сумели показать нам характер этой женщины.
Для сравнения портретов с оригиналом даю фотографии Марии Федоровны...
Предлагаю вашему вниманию несколько полотен. Отбирала их на свой вкус. К каждому портрету будет небольшое пояснение.
Но сначала, хочу дать характеристику характера императрицы. Информация из воспоминаний её младшей дочери Ольги.
Отношения между супругами. Вот как Ольга запомнила отношения между родителями:
Между моими родителями было так мало общего, и все же более счастливого брака нельзя было и пожелать. Они превосходно дополняли друг друга.
Жизнь двора должна была отличаться блеском и великолепием, и Мама играла здесь свою роль без единой фальшивой ноты.
Она умела быть чрезвычайно тактичной, общаясь со своей родней, а это была задача из непростых.
Дочь характеризует мать, как идеальную императрицу, тактичного человека, умеющего находить общий язык со всеми, а это задача не из простых!
А вот Ольга оценивает маму, как женщину. Интересное мнение:
Императрица Мария и ее сестра (Александра) были очень похожи друг на друга. Обе любили красивые платья, драгоценности, веселье.
Ни одна из них не разбиралась в политике и не понимала образа жизни, отличного от того, каким жили они.
И ни одна не отличалась пунктуальной натурой. Мама пришлось научиться пунктуальности, потому что Папа был очень строг в этом вопросе, но вот бедная тетя Аликс повсюду опаздывала.
А это суета во дворце перед балом:
Все это напоминало мне пчелиный рой - не менее пяти молодых женщин суетились, то вбегая, то выбегая из комнаты, под бдительным надзором "легендарной госпожи Кочубей".
Конечно же, Мама выглядела красивой, когда надевала то, что мы называли "Императорскими доспехами" платье из серебряной парчи, бриллиантовую тиару и жемчуга, всюду жемчуга!
Она питала к ним слабость. Иногда я видела на ней сразу десять ниток жемчуга, некоторые из них спускались до самого пояса.
И, немного детских воспоминаний Ольги о матери:
По существу, заходить в комнаты Мама заставляла меня Нана. Приходя к ней, я всегда чувствовала себя не в своей тарелке. Я изо всех сил старалась вести себя, как следует. Никак не могла заставить себя говорить с Мама естественно.
Она страшно боялась, что кто-то может перейти границы этикета и благопристойности.
Если мы с Михаилом делали что-то недозволенное, нас за эту шалость наказывали, но потом отец громко хохотал. Наше счастье, что она была всегда так занята, что редко узнавала о наших проделках.
Этикет и правила! Никаких поблажек или послаблений. Можно сказать, что Мария Федоровна была строга, и это правильно. Для хорошей организации домашних и всех остальных это отличное качество. Хотя, как видим из слов Ольги, на первом месте для неё был отец. Он был проще и не так уж строго соблюдал дворцовые правила.
А теперь портреты императрицы Марии Федоровны
- Два брата художника Маковские - Владимир Егорович и Константин Егорович.
Мастер за работой...
Портрет из коллекции Государственного Русского музея, Санкт-Петербург.
У Владимира Маковского портрет скорее парадный, даже «не скорее», а именно парадный.
Он написан в 1912 году, когда императрице было уже больше 60 лет. Художник для работы использовал фотографии Марии Федоровны 1893 года, то есть практически 20 летней давности. Желание императрицы получить портрет молодой?
Еще один портрет императрицы работы Владимира Маковского. Он великолепен!
На аукционе в честь 400-летия дома Романовых, который проводился в 2013 году Аукционным домом "Русская эмаль", этот портрет оценивался в 9 -12 млн руб.
А вот, как видел императрицу его брат Константин Маковский.
Из собрания Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева
- Крамской И.Н. Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском парадном платье,1881 г.
Это портрет был написан в Александрии. Работа сделана с фотографии Марии Федоровны, таково было желание императора Александра III.
Но на портрете указано место окончания картины – Александрия. Значит, художник приезжал во дворец! Этот факт подтверждается и письмом Крамского Чистякову, где он говорит об украшениях императрицы:
Эффект бриллиантов словами решительно нет возможности определить. На Невском есть, конечно, в магазинах похожие, но дело в том, что они там всё же положены изредка, а здесь всё сплошь залито блеском.
В таком огромном количестве, как у Императрицы, бриллианты имеют особый переливающийся блеск.
И с ним не поспоришь!
В начале 1880 годов Крамской был лучшим русским портретистом. Его работы были точные, и я бы даже сказала, простые, но эта простота не умаляла его таланта, ведь он сумел передать суть своих героинь. Простота портрета императрицы в парадном платье с бесценными драгоценностями... вот такое сочетание не сочетаемого. На мой взгляд, это лучший портрет Марии Федоровны.
Вот, вроде бы изображена императрица России, но никакого дворцового блеска или помпезности нет. Даже великолепные украшения императрицы и её парадное дорогое платье не отвлекают внимание от взгляда и настроения Марии Федоровны.
До Революции портрет находился в Аничковом дворце, а в 1918 году оказался в Эрмитаже.
У И.Н. Крамского был не один портрет Марии Федоровны. Вот еще один...
- Генрих фон Ангели (Heinrich von Angeli). Портрет великой княгини Марии Федоровны, Австрия, 1874 г.
Это австрийский художник, который знаменит исключительно портретной живописью. О его популярности и признании таланта можно судить уже по тому, что он делал портреты монарших особ Российской империи, Великобритании и Германии.
Портрет Марии Федоровны поступил в коллекцию Эрмитажа в 1932 году из всесоюзного объединения «Антиквариат». А до Революции он был в Аничковом дворце, причем находился в кабинете её мужа императора Александра III. В наши дни портрет можно увидеть в Главном штабе.
Отмечу еще, что в 1876-1877 Роберт Антуан Мюллер сделал копию этого портрета для королевы Виктории. И этот портрет находится в Королевской коллекции Великобритании.
Сравнить оригинал с копией можно на этой фотографии. Признаться, я с трудом отличила один от другого. Ну, может быть только глаза императрицы "выписаны" немного иначе, букет, руки.
- Э.О. Визель. Портрет императрицы Марии Федоровны, 1905 г.
То же парадное платье, те же драгоценности, только вот взгляд... Усталый и грустный.
Портрет до 1941 года находился в коллекции Гатчинского дворца. В 1956 году его передали в Павловский дворец, где он сейчас и находится.
- Першаков А.Ф. Портрет великой княгини Марии Фёдоровны, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар, супруги императора Александра III, конец 1870-х-1880-е гг.
Художник Першаков выходец из крестьян. Учился в Санкт-Петербурге, в Императорской академии художеств, был награждён двумя малыми серебряными медалями Академии. В 1876 году окончил Академию со званием свободного художника.
У него портрет получился датской принцессы, еще не русской цесаревны. Моё мнение. Учитывая, что у Першакова было свое фотоателье и он, кроме живописи, занимался еще и фотографией, написал он его с фото. Утверждать не буду, но... Никакой информации о портрете я не нашла.
Находится портрет в Эрмитаже, но он не представлен в постоянной экспозиции, так что увидеть его вряд ли возможно. Принят на хранение в Эрмитаж в 1979 году.
- Смирнов Василий. Портрет императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар, супруги императора Александра IIII, 1882 г.
Этот портрет тоже находится в Эрмитаже. Принят на хранение в 1979 году. Передан по определению Ленгорсуда (интересно, что за история?). Портрет тоже не представлен в постоянной экспозиции музея.
Смирнову удалось показать неиссякаемую энергию Марии Федоровны, которой та, по воспоминаниям современников, обладала в избытке! На мой взгляд, это один из портретов, который не похож на другие.
Информацию о художнике я не нашла.
И еще два портрета, авторов которых я не знаю, но они мне очень понравились. Если вам знакомы имена художников, просьба указать.
И еще один момент, чисто женский :) Меня всегда интересовало, как Мария Федоровна укладывала волосы? И вот, какую фотографию я нашла, где есть ответ на мой вопрос:
Императрица Мария Федоровна всегда отлично и очень моложаво выглядела. Что это? Генетика? Результат правильного распорядка? Любовь мужа и счастливая семейная жизнь?
Знаю, что кто-то скажет, что она была первой дамой и не ограничена в финансах, да и физический труд был ей не знаком, но если взять других богатых дам того времени, которые также имели много возможностей, но не могли похвастаться в 50 лет таким, как у императрицы моложавым видом, то становится понятно, что вопрос денег тут если и имеет какое-то значение, то не главное.
#императорская семья #история #живопись #искусство #культура #наука #императрица
Фотографии из интернета