Для лечения болезней старообрядцы использовали любые средства, кроме обращения к настоящим врачам – «носителям печати Антихриста». Страдавших лихорадкой обливали ледяной водой, специально заражали детей оспой, грыжи «откусывали» мышью, а дистрофию «вымывали» в курином помете.
Уврачует бес
Старообрядцы ревностно защищались от любых вторжений со стороны внешнего мира, поэтому даже в первой трети XX века они продолжали саботировать деятельность представителей официальной медицины. В статье «Состояние охраны здоровья в старообрядческих поселениях Забайкалья» В. Шаламов пишет, что староверы призывали единоверцев «не ослаблять бдительность». Уверяли, что обращение к врачу, в облике которого ходит по земле Бес, принесет больше вреда, чем пользы.
Позднее старообрядцы проявляли к официальной медицине больше лояльности. Могли прийти к фельдшеру за советом, согласиться на перевязку или взять лекарство, но делать это предпочитали втайне от остальных. Наотрез отказывались от операций и уколов, никогда не ложились в стационар и не ели больничную пищу. Прививку называли «печатью Антихриста» и «дьявольским знаком», считая вакцинацию «противной Богу» процедурой. В этнографических документах сохранились свидетельства, что родители через соломинку «высасывали» вакцину у привитого от оспы ребенка.
Сознательное заражение
Повсеместно староверы использовали прием намеренного заражения инфекционными болезнями. Например, во время эпидемии оспы в селе Тапке женщины со здоровыми детьми собирались и подолгу сидели у постели больного ребенка. Приехавший в село врач подтвердил, что женщины «сознательно» заражали детей «в удобное для них время», чтобы ребятня успела переболеть до начала авральных сельхозработ.
Старообрядцы всячески противились желанию властей оказать им медпомощь. Известно, что накануне Первой мировой войны в селе Окино-Ключевском разразилась вспышка брюшного тифа. За год им переболела тысяча староверов. Но об эпидемии узнали случайно, а когда в село приехало начальство, старообрядцы заявили, что никакого тифа нет, и попросили «не притеснять» их медпомощью.
«Похороны» болезни, укус мыши и «крещение» топором
Достижения официальной медицины старообрядцы не принимали, при этом в каждом поселении была как минимум одна знахарка. К ней-то и шли. Наиболее распространенные способы врачевания перечислены в статье «Традиционные метолы лечения болезней среди старообрядческого населения Придунавья» Н. Серебрянниковой.
Повсеместно использовался прием «похорон» болезни. Например, при появлении нароста на руке или ноге знахарка советовала приложить больное место к покойнику. Захворавшего малыша мать приносила ночью на кладбище. Там знахарка заранее готовила две могилы: одну – на здоровье, другую – на смерть. Малыша опускали в первую и читали специальный заговор.
К другим методам автор относит купание или окуривание. Такую распространенную болезнь, как рожа, выкуривали подожженным навозом. В селе Приморском матери купали слабых детей с дистрофией в воде, где предварительно разводили золу и куриный помет. В Новой Некрасовке больных лихорадкой неожиданно обливали ледяной водой. Считалось, что болезнь «испугается» и уйдет.
Популярными были методы «перевода» и «перерубания» болезни. Рядом с отстающим в развитии малышом сажали кошку или собаку. Знахарка читала заговор, чтобы болезнь «перешла» на животное. В селе Мирном при появлении грыжи к ней подносили мышь, вынуждая грызуна укусить больное место. Лишай мазали сметаной и давали ее слизать собаке. В селе Васильевка ячмень «перерубали» – читали специальный заговор и водили над больным местом топором крест-накрест.
«Задачки» от шаманов
Охотнее чем к настоящим врачам старообрядцы, проживавшие в Байкальской Сибири, обращались к бурятским шаманам. Несмотря на то, что ламы являлись представителями «поганой» веры, староверы были убеждены, что не изменяют своей – не молятся чужим идолам и не принимают чужого Бога. А всего лишь берут лекарства, изготовленные из трав и корений, но не пьют греховные порошки, «составленные аптекарями-немцами». К тибетским шаманам староверы испытывали больше уважения, чем к русским докторам, ведь бурятские ламы не отреклись от собственной веры в отличие от «никониан-безбожников». Правда, шли к ним тогда, когда собственные знахари оказывались бессильны.
В статье «Тибетская медицина у старообрядцев Байкальской Сибири в 30-50-е годы XX века» О. Гордеева пишет, что шаманы могли диагностировать болезнь по пульсу, с высокой точностью определяли опасность заболевания и давали прогноз, выживет больной или нет. Полученные от шаманов снадобья староверы называли «задачками». Считалось, если принимать их «строго по расписанию», то шансы на выздоровление многократно возрастут.