4 подписчика

Буддизм географически разделен на две школы[FN#1]—Южную, более древнюю и простую, и Северную, более позднюю и более развитую вер

 Буддизм географически разделен на две школы[ную, более древнюю и простую, и Северную, более позднюю и более развитую веру.

Буддизм географически разделен на две школы[ную, более древнюю и простую, и Северную, более позднюю и более развитую веру. Первая, основанная в основном на палийских текстаизвестна как Хинаяна[Fая колесница), или низшая доктрина; в то время как последняя, основанная на различных санскритских текстах, [4] известна как Махаяна (большая колесница), или высшая доктрина. Основные принципы Южной школы настолько хорошо известны западным ученым, что они почти всегда подразумевают Южную школу под словом буддизм. Но что касается Северной школы, то на Западе очень мало известно из-за того, что большая часть ее оригинальных текстов была утеряна, и что учения, основанные на этих текстах, написаны на китайском, тибетском или японском языках, незнакомых исследователям, не являющимся буддистами.

[Fкола имеет своих приверженцев на Цейлоне, Бирме, Сиаме,
Анане и т. Д.; В то время как Северная школа находится в Непале, Китае,
Японии, Тибете и т. Д.

[Fсновном состоят из четырех Никай: (1) Дигха Никайя (Диргхагамы, переведенные на китайский Буддхайей?ас, 412-413 гг. н. э.); (2) Маджхима Никайя (Мадхьямагамы, переведенные на китайский Гаутамой Сангхадевой, 397-398 гг. н. э.); (3) Санютта Никайя (Самьюктагамы, переведенные на китайский Гунабхадрой, из более ранней династии Сун, 420 г. н. э. 479); (4) Ангуттара Никая (Экоттарагамас, переведенный на китайский Дхармананди, 384-385 гг. н. э.). Из этих книг Хинаяны английский перевод двадцати трех сутт Риса Дэвидса существует в "Священных книгах буддизма", тома ii-iii, и из семи сутт одного и того же автора в "Священных книгах Востока", том xi.

[FNые буддисты никогда не называют свою веру Хинаяной, это название является изобретением более поздних буддистов, которые называют свою доктрину Махаяной в отличие от более ранней формы буддизма. Мы должны заметить, что слово Хинаяна часто встречается в книгах Махаяны, в то время как в книгах Хинаяны его нет.

[F буддийского канона, K'yuen-luh, содержит названия 897 сутр Махаяны, однако наиболее важные книги, часто цитируемые учителями Северного буддизма, составляют немногим более двадцати. Существует английский перевод Большей Сукхавати-вьюха-сутры, Меньшей Сукхавати-вьюха-сутры, Ваджраччедика-сутры, Большей Праджня-парамита-градья-сутры, Меньшей Праджня-парамита-хридая-сутры, Макса Мюллера, и Амитаюр-дхьяна-сутры, Дж.Такакусу, в "Священных книгах Востока", том. xlix. Английский перевод Саддхарма-пундарика-сутры, автор Керн, приводится в "Священных книгах Востока", том xxi. Сравните эти книги с "Очерками буддизма Махаяны" Д. Судзуки.

Вряд ли оправданно охватывать всю систему буддизма одним эпитетом[Fсимистический" или "нигилистический", потому что буддизм, принятый дикими племенами, а также цивилизованными нациями, спокойными, ослабленными людьми, а также воинственными, крепкими ордами, в течение примерно двадцати пяти столетий развился в убеждения, широко расходящиеся и даже диаметрально противоположные. Даже в одной только Японии онще находится в полной силе, хотя в других страны, в которых он уже прошел свой расцвет. Таким образом, Япония, по-видимому, является лучшим представителем буддийских стран, где большинство людей придерживается руководящего принципа Северной школы. Поэтому изучать ее религию-значит проникнуть в махаянизм, который все еще остается неизведанной землей для западных умов. И исследовать ее веру-это не значит раскопать остатки буддийской веры, существовавшей двадцать веков назад, а прикоснуться к сердцу и душе махаянизма, который оживляет своих приверженцев в настоящий момент.

[FN#5] Хинаянство, вообще говоря, склонно к пессимизму, но махаянизм в основном придерживается оптимистического взгляда на жизнь. Нигилизм пропагандируется в некоторых сутрах Махаяны, но в других излагается идеализм или реализм.

[FN#6] (1) Секта Тен Дай, включая три подсекты; (2) Секта Шин Гон, включая одиннадцать сект; (3) Секта Рицу; (4) Секта Рин Зай, включая четырнадцать сект; (5) Секта So To; (6) Секта O Baku; (7) Секта Джо До, включая две подсекты; (8) Секта Шин, включая десять подсект; (9) Секта Ничи Рен, включая девять сект; (10) Секта Ю Цзу Нен Буцу; (11) Секта Хоссо; (12) Секта Ке Гон; (13) Секта Цзи. Из этих тринадцати буддийских сект Рин Зай, Со То и О Баку принадлежат к дзен. Для дальнейшего информацию см. в "Краткой истории двенадцати японских буддийских сект" доктора Б. Нандзе.

Цель этой небольшой книги состоит в том, чтобы показать, как махаянистский взгляд на жизнь и мир заметно отличается от хинаянства, которое на Западе обычно воспринимается как буддизм, объяснить, как религия Будды адаптировалась к окружающей среде на Дальнем Востоке, а также пролить свет на существующее состояние духовной жизни современной Японии.

Для этой цели мы выделили из тринадцати японских сект секту Дзен [FN#7] не только из-за большого влияния, которое она оказала на нацию, но и из-за уникального положения, которое она занимает среди устоявшихся религиозных систем мира. Во-первых, она так же стара, как и сам буддизм, или даже старше, поскольку ее способ практики Медитации был передан без особых изменений от до-буддийских отшельников Индии; и поэтому она может предоставить изучающему сравнительное религиоведение интересную тему для его исследования.

[FN#7] Слово Дзен-это китайско-японская аббревиатура санскритской Дхьяны, или Медитации. Это подразумевает весь комплекс учений и дисциплин, присущих буддийской секте, ныне широко известной как секта Дзен.

In the second place, in spite of its historical antiquity, ideas entertained by its advocates are so new that they are in harmony with those of the New Buddhists;[FN#8] accordingly the statement of these ideas may serve as an explanation of the present movement conducted by young and able reformers of Japanese Buddhism.

[FN#8] There exists a society formed by men who have broken with the old creeds of Buddhism, and who call themselves the New Buddhists. It has for its organ 'The New Buddhism,' and is one of the influential religious societies in Japan. We mean by the New Buddhists, however, numerous educated young men who still adhere to Buddhist sects, and are carrying out a reformation.

Thirdly, Buddhist denominations, like non-Buddhist religions, lay stress on scriptural authority; but Zen denounces it on the ground that words or characters can never adequately express religious truth, which can only be realized by mind; consequently it claims that the religious truth attained by Shakya Muni in his Enlightenment has been handed down neither by word of mouth nor by the letters of scriptures, but from teacher's mind to disciple's through the line of transmission until the present day. It is an isolated instance in the whole history ofby religionists, as done by Zen masters.

[FNuh (Rin-zai-roku).

Fourthly, Buddhist as well as non-Buddhist religions regard, without exception, their founders as superhuman beings, but the practisers of Zen hold the Buddha as their predecessor, whose spiritual level they confidently aim to attain. Furthermore, they liken one who remains in the exalted position of Buddhaship to a man bound by a gold chain, and pity his state of bondage. Some of them went even so far as to declare Buddhas and Bodhisattvas to be their servants and slaves

[Fd Maitreya," says Go So, "are servants to the other person. Who is that other person?" (Zen-rin-rui-ju, Vol. i., p. 28).

В-пятых, хотя небуддийские люди привыкли называть буддизм идолопоклонством, все же дзен никогда не может быть назван так в общепринятом смысле этого термина, потому что он, имея великую концепцию Божества, далек от того, чтобы быть формой идолопоклонства; более того, иногда он й согревался холодным утром, разводя огонь из деревянных статуй. Поэтому наше изложение по этому вопросу покажет реальное состояние существующего буддизма и послужит устранению религиозных предрассудков, питаемых против него.

[Fский учитель дзен, хорошо известный своими особенностями, умерший в 824 году нашей эры. Подробнее об этом анекдоте см. Дзен-рин-руй-джу, Том i, Стр. 39.

В-шестых, есть еще одна особенность дзен, которую нельзя найти ни в одной другой религии, то есть ее особый способ выражения глубокого религиозного понимания такими действиями, как поднятие щетки для волос, или постукивание посохом по стулу, или громкий крик, и так далее. Это даст изучающему религию яркую иллюстрацию дифференцированных форм религии в ее масштабе эволюции.

Помимо этих характеристик, дзен известен своей физическойдыхательные упражнения заметно улучшают физическое состояние человека, является установленным фактом. И история доказывает, что большинство мастеров Дзен наслаждались долгой жизнью, несмотря на их чрезвычайно простой образ жизни. Однако его умственная дисциплина гораздо более плодотворна и поддерживает разум в равновесии, не делая человека ни страстным, ни бесстрастным, ни сентиментальным, ни неразумным, ни нервным, ни бессмысленным. Он хорошо известен как лекарство от всех видов психических заболеваний, вызванных нервными расстройствами, как питание для утомленного мозга, а также как стимул к оцепенению и лени. Это самоконтроль, поскольку он обуздывает такие пагубные страсти, как гнев, ревность, ненависть и тому подобное, и пробуждает благородные эмоции, такие как сочувствие, милосердие, великодушие и тому подобное. Это способ Просветления, поскольку это рассеивание иллюзий и сомнений, и в то же время это преодоление эгоизма, уничтожение низменных желаний, возвышение нравственного идеала и раскрытие врожденной мудрости.

[FN#12] Сидячая медитация, полное объяснение которой см. в главе VIII.

Историческое значение Дзен вряд ли можно преувеличить. После своего появления в Китае в шестом веке нашей эры, она стала восходящей благодаря династии Суй (598-617) и династии Тан (618-906) и пользовалась большей популярностью, чем любая другая секта буддизма в течение всего периода Сун (976-1126) и династии Южная Сун (1127-1367). В эти времена его господствующее влияние стало настолько непреодолимым, что конфуцианство, ассимилировав буддийские учения, особенно учения Дзен, в себя и изменив весь свой аспект, породил так называемую спекулятивную философиал школу, благодаря которой Дзэн оказал глубокое влияние на китайских и японских литераторов, государственных деятелей и солдат.

Что касается Японии, то она была впервые введена на острове в качестве веры, первой для самураев или военного сословия, и сформировала характеры многих выдающихся солдат, чьи жизни украшают страницы ее истории. Впоследствии она постепенно проникла во дворцы, а также в коттеджи через литературу и искусство и, наконец, проникла во все сферы национальной жизни. Именно дзен современная Япония, особенно после русско-японской войны, признала идеальной доктриной для своего подрастающего поколения.

[FN#13] См. "История китайской философии" Рюкичи Эндо и
"История китайской философии" Джичи Накаучи.

[FN#14] О жизни этого выдающегося ученого и солдата (1472-1529) см. "Подробную жизнь О Йо Мэй" Такэдзиро Такасе, а также "О-йо-мэй-шуцу-син-сеи-ран-року".