18 ноября 1917 года перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери поставили коробочку с тремя записками (жребиями), на которых были написаны имена кандидатов на Патриарший престол. После литургии и молебна коробочку при всех распечатали, старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) достал записку и передал ее митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому). Последний зачитал имя: «Тихон, митрополит Московский и Коломенский»
Публикуем отрывки из проповеди священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верненского «Для чего нам необходим теперь Всероссийский Патриарх»
«Патриаршество в Русской Церкви установлено при царе Московском Феодоре Иоанновиче в 1589 году. Россия тогда значительно возросла, усилилась после освобождения от ига татар. Государственная власть ее заботилась об укреплении своего влияния на политически освобожденный русский народ. Но здесь она встречала препятствие в том, что этот народ не имел у себя собственного духовного главы — Патриарха. Правда, митрополиты Московские уже не обращались за посвящением к Патриарху Константинопольскому, а поставлялись Собором русских епископов. Но русские всё же помнили эту зависимость своей церковной власти от греческого Патриарха, и при существовании последнего им мало было видеть главой своей Церкви только митрополита. Да и при возрастании могущества Московских царей первому святителю Русской Церкви необходим был патриарший сан, чтобы иметь более влиятельный голос в защиту Православия, как пред царями, так и пред народом.
Всероссийские патриархи прежнего времени были людьми строго православными, русскими по своим взглядам, нравам и обычаям, и всегда стойко защищали и народную веру, и народные интересы. <…> Самым замечательным лицом среди этих древних патриархов России, интересным и поучительным и для настоящего лихого времени, был священномученик Ермоген. Благословенна память его, как защитника нашего православного отечества в годы смуты, бывших три века тому назад! Он до смерти пожертвовал собой за успокоение России. Когда некоторые малодушные люди избрали на престол Московского царства польского королевича Владислава, католика по вере, то патриарх Ермоген твердо заявил: «Владиславу не царствовать, если не крестится он в нашу веру!» За такое противоречие враги посадили его в тюрьму. Между тем в это время шли верные сыны России из Нижнего Новгорода освобождать Москву от поляков. Опять русские изменники требовали от Патриарха запретить нижегородскому ополчению двигаться на Москву. Но святой Ермоген опять твердо заявил: «Защитникам отечества мое благословение, а изменников постигнет проклятие Божие». За это его уморили голодом.
Но патриаршеству Русской Православной Церкви был положен конец в 1700 году императором Петром Великим. Последний, подозревая в церковной власти противника своим преобразованиям, вместо Патриарха учредил Святейший Синод, то есть постоянный Собор из епископов и важнейших священников, и вручил им управление Русской Церковью. <..> Государственная царская власть присвоила себе право назначать членов Синода и оказывала на них много давления в решении даже чисто церковных дел. Народ стоял вдали от церковного управления и в заведовании самыми дорогими для человека церковными делами не участвовал. <…> Избранники народа — епископы, священники и миряне общим согласием восстановили патриаршество. Слава Духу Святому, вложившему в них мысль совершить это великое и благое дело!
Патриарх необходим для нашей Православной Церкви особенно в настоящее тревожное время. <…> Церковь всегда и у всех народов была воспитательницей и руководительницей не только взрослых, но и детей, и не только в храмах и молитвенных домах, но и в школах и в семьях. Наконец, это лишение Церкви права воспитывать детей в школах есть явно насильственное дело, проведенное без согласия служителей Церкви, при посредстве людей с нерусскими фамилиями и с нерусским, неправославным духом.
Но это только начало борьбы Православной Церкви за свои права и за свою свободу. Эта борьба может скоро разгореться с большей силой. Вот в этой-то борьбе и необходим нашей Церкви представитель, который бы оповещал всех православных чад ее об угрожающих опасностях, призывал бы к единству и согласию в деле защиты церковных истин и порядков и заявлял бы государственной власти о несогласии православных христиан на те мероприятия, которые явно клонились бы к уничтожению Церкви или ее ослаблению. Патриарх наш будет представителем православного населения России при существующей государственной власти ее, он же будет средоточием, вокруг которого могли бы собраться все русские православной веры и для воспитания народа в этой вере. Как русский православный человек, Святейший Патриарх Всероссийский будет стараться охранять в русском народе всё, что для него есть самое дорогое и священное, что есть главное в его характере. <…>
Только мы должны возможно согласнее заявлять ему о своих нуждах и поддерживать его власть усердным исполнением его распоряжений.
Наконец, кроме своего политического и народного значения Всероссиийский Патриарх будет иметь в глазах русского народа высокое религиозно-нравственное значение. Ведь за него будет молиться вся верующая Россия <…> Ему же с высоты его патриаршего престола должна быть видна вся жизнь нашего православного отечества. Его сердце будет то радоваться и веселиться, то скорбеть и тужить при знании того, как живет русский православный народ. Широкое, любвеобильное сердце должно быть у нашего Патриарха. Велика и сильна будет его молитва пред невидимым Главой Церкви Господом нашим Иисусом Христом. Недаром усвояется ему титул «Святейший»: он будет хранителем святости русского народа».
г. Верный, 3 декабря 1917 года
(Туркестанские епархиальные ведомости. 1917 г.)