Найти тему
Жанна Швыдкая

Недосягаемая многомерность героев Достоевского. Статья не для плоскатиков

200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского посвящается

Так в чем же феномен Достоевского? В том, что пространство души его героев многомерно. В этом гениальность писателя и в этом же проклятие для всей русской литературы. «Как это?» - спросите вы. Постараюсь объяснить. Кратко.

Традиционный герой современных художественных произведений, как правило, плоский. Редко кому из авторов удается создать трехмерную вселенную своего героя, не говоря уже более сложных душевных измерениях. Что это значит?

Обратимся к математике, но зайдем в эту бездонную вселенную совсем чуть-чуть. Самое простое, - это точка, что и есть нулевое измерение. Одномерное пространство это уже отрезок, соединяющий две такие точки. Двумерное пространство это квадрат (2D). Трехмерное пространство это куб (3D). Четырехмерное пространство это тессеракт, четырехмерный гиперкуб, аналог трехмерного куба, но в четырехмерном пространстве (4D). Дальше идут пентеракт – куб в пятимерном пространстве (5D), хексеракт (6D), хептеракт (7D), октеракт (8D), энтенеракт (9D), декеракт (10D). Не стану усложнять текст, но если взять за основу теорию суперструн, которая рано или поздно все равно будет доказана, то вселенная с десятью измерениями окажется настолько же реальной, как привычное нашему восприятию трехмерное пространство. Вот только понять это человеческим разумом мы вряд ли сможем. «Почему это?» - усомнитесь вы. А вот почему.

Помните роман Эдвина Э. Эббота «Флатландия: романтика множества измерений» (1884 г.). Действие романа происходит в плоском мире – Флатландии. Главный герой, квадрат, однажды во сне оказывается в одномерном мире, Лайнландии, жители которой (двумерные объекты – треугольники и пр.) представлены в виде одномерных (отрезков). Главный герой в своем сне пытается объяснить правителю этого мира, что существует второе измерение, в котором квадрат это квадрат, а не линия, но правитель не в состоянии выйти за рамки мышления и представления только прямых линий.

Именно так обстоят дела в художественной литературе. Большинству писателей, особенно современных, крайне трудно, точнее практически невозможно, выйти за рамки своих плоских героев. Достоевский уже тогда смог. Никто другой после него повторить это пока не в состоянии.

Так почему же это проклятие? Достоевский – один из ключевых эталонов, по которым читатель, в том числе зарубежный, оценивает русскую литературу. Именно такую глубину, такой излом, надрыв, вспоротую и вывернутую наизнанку душу, исступленное беснование, метания между святостью и бесстыдством, самоуничижение, граничащее с самолюбованием, беспросветную тьму под ликом благонравия - именно такую многомерность душ человеческих ожидает читатель от современных писателей. Что имеем? Сплошные плоскатики. Сплошное подражание американским канонам, где правит не глубина души человеческой, а экшен, действие.

Откуда у героев Достоевского такая внутренняя глубина? Из жизни, и конечно, из личного опыта автора. Испытанный ужас смертельного часа перешедший внезапно в экстатический восторг чудесного спасения после того, как расстрел заменили каторгой. А ведь стоял вместе с другими осужденными петрашевцами на Семеновском плацу, слышал, как офицер зачитал смертный приговор, видел, как завязывают глаза осужденным и тут раз – указ о помиловании. «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу!» - написал в тот же день Достоевский брату. Последующая каторга лишь усилила запущенные в то самое мгновение душевные процессы.

Откуда такая плоскость в современной литературе? Оттуда, откуда и всегда – от авторов. Каждый усваивает лишь то, что в состоянии переварить. Читателя/зрителя приучили потреблять информацию в отжатом и высушенном виде. Много, очень много информации, но нет в этом плоском информационном океане глубины – нырнуть некуда. Именно по этому принципу устроены новостные ленты, соцсети и, увы, очень многие современные художественные произведения. Вот отсюда, отчасти, и недосягаемая для современной литературы многомерность душ человеческих героев Ф. М. Достоевского.

В 2021 году статья стала лауреатом международного конкурса на соискание Премии имени Ф.М. Достоевского в номинации «Проза. Оригинальность изложения темы и высокое художественное мастерство». Конкурс проводился Союзом русскоязычных писателей и журналистов (Болгария)

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" , "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" , "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Фото Жанна Швыдкая, Санкт-Петербург
Фото Жанна Швыдкая, Санкт-Петербург

Жанна Швыдкая, писатель. Санкт-Петербург
Жанна Швыдкая, писатель. Санкт-Петербург

#достоевский #психология #общество #литература #писатели #история #культура #жаннашвыдкая #книги #смыслжизни