Найти тему
Enjoy your travels

Статуи острова Пасхи. (Чили X в.)

Местные жители называют свою обетованную землю "Рапа-Нуи", что в переводе с рапануйского языка означает "центр мира". Путешественники прозвали чилийский островок в южной части Тихого океана , открытый в Пасхальное воскресенье 1722 года голландским адмиралом Якобом Роггевеном, островом тысячи загадок.

Главная тайна острова Пасхи связана с моаи - огромными каменными изваяниями из спрессованного вулканического пепла, "населяющими" остров Пасхи с незапамятных времен. Величественных статуй на острове около тысячи. Большинство из них расположено на площадках для церемоний - аху. Некоторые "одеты" в красные цилиндрические шапки - пукау. Большая часть фигур находится на побережье, и лишь семь - в центре острова. Взгляды этих семи истуканов, в отличие от остальных, направлены вглубь Рапа-Нуи. Каждый исполин высечен из цельного куска туфа. У статуй глубокие глазницы, которые когда-то были заполнены кораллами. Сейчас некоторые моаи реконструированы и могут снова "видеть".

 Моаи - загадочные статуи острова Пасхи
Моаи - загадочные статуи острова Пасхи

Споры по поводу предназначения колоссов не утихают уже несколько столетий. Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук считал, что это памятники погребенным вождям. Английская исследовательница Кэтрин Раутледж предполагала, что среди моаи есть как статуи богов, так и изваяния, изображающие реальных людей. А местное население рассказывает легенду о том, что в статуях таится сила предков(мана), которая обеспечивает рапануйцам хороший урожай и процветание. Наконец, существует также версия, что моаи могли служить ориентирами для моряков.

Среди мистически настроенных путешественников ходят легенды, что моаи создали инопланетяне либо атланты. Поверить в таинственное происхождение идолов несложно - вес некоторых из них достигает 20 тонн, а высота - 12 метров. Сделать и передвинуть их, казалось бы, не под силу обычным людям. Однако норвежский ученый-путешественник Тур Хейердал и чешский инженер Павел Павел развенчали мистификации лжеисториков. В 1955-1956 годах Хейердал организовал экспедицию на остров Пасхи и при участии местного населения провел эксперименты по высеканию гигантских статуй и перетаскиванию их на отдаленные расстояния. Основные работы древних каменщиков, согласно исследованиям, велись на склоне вулкана Рано Рараку. Сначала высекалось лицо, складывались в обязательной позиции на животе руки. Затем статую доставляли на одну из платформ аху, которая могла находиться весьма далеко от вулкана, на расстоянии до 16 километров. И уже на месте дошлифовывалась фигура колосса. Любопытно, что высекали статуи каменными молотами, которые изготавливались из того же туфа, что и сами монументы.

Хейердал привлек к эксперименту 180 рабочих, которым удалось передвинуть десятитонную статую. Изваяние уложили на деревянные сани, чтоб предохранить от трения о землю, и тащили с помощью канатов. Но позже в книге "Аку-Аку" Хейердал признавался: очевидно, у создателей моаи имелся другой способ транспортировки, так как статуя, использованная им для опыта, была самой маленькой. А для передвижения других истуканов не хватило бы населения, жившего на острове во время создания моаи.

Чешский археолог Павел Павел обратил внимание на легенды о том, что статуи сами доходили до назначенного места, то есть передвигались вертикально. Павел предположил, что использовался прием кантования, когда большой предмет, раскачивая с боку на бок, продвигают вперед.

В результате в 1986 году совместно с Туром Хейердалом Павел Павел провел эксперимент и подтвердил свою гипотезу: для передвижения колосса высотой 6,5 метра и весом около 10 тонн в вертикальном положении инженеру понадобилось всего 17 человек, оснащенных веревками.

Сегодня на острове Пасхи все так, как и было сотни лет назад. Загадочные моаи молчаливо хранят тайну своего создания и предназначения...

Ели вам понравилась статья, не забывайте подписываться и ставить лайк!

-3