После окончания восьмого класса Катя вместе со своими подружками решила учиться в ПТУ на повара-кондитера. Об этой специальности она имела очень смутное представление. Девчонки говорили, что в дальнейшем совсем не обязательно работать по специальности, что потом можно поступить в институт и получить достойную профессию.
Такая отдаленная перспектива профессиональной жизни Катю вполне убедила, и она подала документы в училище, не посоветовавшись ни с кем из родных. А ей особо не с кем было разговаривать. Мать, измотанная работой и плохими отношениями с отцом, вообще не вникала в личную жизнь дочери. Отец приходил с работы поздно, по дороге успевал выпить кружку-другую пива со своими приятелями, а дома смотрел бесконечный футбол по телеку. Одним словом, выбор своей профессиональной судьбы был в ее собственных руках.
Училась Катя так себе. Было неинтересно осваивать азы поварской профессии. Ей казалось, что сейчас у нее не настоящая жизнь, а лишь черновик, и что потом, в каком-то будущем, ее ждет что-то иное – увлекательное и достойное. Так потихонечку и довольно уныло прошли два года. До окончания ПТУ оставался еще длинный и тоскливый год.
Старенький двухэтажный дом, в котором проживала семья Кати, находился в заводском районе Москвы. Когда-то этот район был деревней, но, спустя время, он слился с Москвой. Отец и мать Кати трудились на заводе. А дома они то и дело ссорились и выясняли отношения.
По выходным Катя вместе с подружками, скорее из солидарности, чем по собственному желанию, уезжала в Дом культуры на танцы. Ей не нравилось танцевать, но другого развлечения в те годы не было.
В один из таких вечеров на танцплощадке Катя стояла поодаль и наблюдала, как веселая компания девчонок дергалась в такт ритма, топчась на одном месте и по-дурацки размахивая руками. Оркестр в это время играл, так называемый, быстрый танец.
Она откровенно скучала. Чтобы занять себя каким-то делом, стала рассматривать музыкантов, играющих на сцене. Ее внимание привлек молодой пианист, руки которого взлетали над клавишами, как бабочки, и виртуозно извлекали, как ей казалось, удивительные звуки. Сам он во время исполнения музыки как будто сливался с мелодией, ничего не видя, кроме игры. Это было волшебно. Никогда раньше ее так не увлекала музыка. Словно только сейчас она попробовала этот неведомый ей наркотик.
В этот миг что-то перевернулось в ее душе. Ей казалось, что она сама стала меняться и знакомиться с собой, но уже другой Катей. Теперь она охотно ждала выходных, продумывала свой образ, тщательно выбирала наряд, аккуратно укладывала прическу. Хотя, по правде говоря, она осознавала, что надеяться ей не на что. Кто она и кто он - явно не пара, - так думала Катя.
Приходя по выходным на танцплощадку, Катя была взволнована, задумчива, и все же в тайном ожидании, что случится чудо. Она все больше и больше влюблялась в недоступного музыканта, с восторгом смотрела на него, не замечая ни его маленького роста, ни огромных очков, ни его скромную, совсем не фирменную одежду. Ее очаровывал его талант, трепетные руки, манера поведения, сдержанность и интеллигентность.
Мир для Кати перевернулся. Никогда раньше так навязчиво не думала она о другом человеке. Но эти мысли и фантазии приносили ей не только радость, но и щемящую тоску. Даже засыпая, вспоминала своего пианиста.
Подруги также заметили разницу в ее поведении и стали приставать – что случилось? Катя призналась, что влюбилась в молодого музыканта, но у нее совершенно нет никакой надежды на знакомство.
Подруга Кати, девушка без комплексов, заверила Катю, что знакомство с музыкантом - дело техники, она знает, как это сделать. Да еще добавила, что теперь этот нелепый очкарик, с ее слов, в кармане у Кати. Пусть она даже не беспокоится.
В следующий выходной компания девчонок отправилась в Дом культуры. Сердце Кати стучало как никогда сильно, трудно было дышать, а чувства перемешивались в коктейль из волнения, смущения и ожидания. Было неловко и страшно. Ведь теперь о ее тайне узнали подруги.
Когда привычная компания собралась на танцплощадке, а музыканты заняли свои рабочие места, появился пианист, он поклонился собравшимся и оркестр заиграл. Катю обдало жаром, ее колени подкосились. Господи, что будет… - подумала Катя.
Она боялась даже смотреть на пианиста, волна отчаяния взяла ее в плен. Как будто человек, такой далекий и в то же время уже очень близкий, мог разгадать ее чувства.
Оркестр играл одну мелодию за другой. Опустив глаза и дрожа всем телом, Катя стояла взволнованная и одинокая. Неожиданно кто-то подошел к ней и пригласил ее на медленный танец. Катя хотела отмахнуться и сказать, что не танцует, но, подняв глаза, вдруг увидела его – своего музыканта. Электрический ток пробежал по ее телу, ноги вмиг стали тяжелыми и непослушными. Она подумала, не сон ли это? Боже, да разве так бывает?
Они танцевали, если это можно было назвать танцем, просто топтались на месте. Сердце ушло в пятки. Страшно было поднять глаза. Он заговорил первым, спросил, как ее зовут и назвался сам – Андрей. От смущения Катя не знала, о чем говорить, что спросить. Она слушала его голос, который казался ей тоже необыкновенным.
Андрей рассказал, что в оркестре по выходным дням он вынужден подрабатывать, так как живет в общежитии, а учится в консерватории. После танца Андрей заспешил на сцену, и они договорились увидеться в следующие выходные.
Незаметно растаяло лето, затем прошла и осень. Танцплощадку закрыли. Оркестр переместился в кинотеатр, где перед вечерним сеансом, для развлечения зрителей и заполнения паузы, исполнялись короткие мелодии. Чтобы встретиться с Андреем, Катя покупала билет в кино.
Она узнала, что Андрей приехал учиться в Москву из военного гарнизона, в котором служил его отец, а его мать работала там же врачом. Кате было очень неловко рассказывать о себе и родителях, понимая, что ее короткая биография и семейная жизнь выглядит, с ее точки зрения, самым наихудшим образом.
Приближался Новый год. Накануне Андрей и Катя договорились встретить его вместе. Андрей пригласил Катю в общежитие. Когда Катя увидела Андрея, поджидающего ее у подъезда с тремя гвоздиками, ее охватило восхищение и счастье. Никто никогда в жизни не был так внимателен к ней. Трудно поверить, что все это происходит с ней по-настоящему, наяву.
В маленькой общежицкой комнате был накрыт скромный праздничный стол, друзья Андрея, студенты-музыканты - молодая девушка и ее муж, шутя и смеясь, украшали елку, открывали бутылку шампанского, рассказывали какие-то веселые истории. Катю поразило то, как эта семейная пара общалась между собой: с уважением и вниманием друг к другу.
Эта атмосфера человеческого тепла для Кати была словно из другого мира. С детства привыкшая к бесконечной ругани и ссорам своих родителей и окружающих ее знакомых, она почувствовала горькую зависть, досаду и еще большую пропасть между собой и тем миром, в котором существовал Андрей.
Домой в ту ночь она вернулась с горьким сожалением. Мать и отец были пьяны, орали друг другу какие-то несвязные выражения и бранные слова. Катя, не раздеваясь, легла на свою кровать, закрыла уши и заплакала.
Январь подходил к концу. Приближался день рождения Андрея. Они договорились встретиться у метро, чтобы сходить в кафе-мороженое. Настроение у нее было приподнятым. Собираясь, Катя включила магнитофон со своей любимой мелодией. Сквозь звуки музыки она услышала, что ее пьяная мать кого-то ругает. Из коридора доносились ее ужасные нецензурные выражения.
Катя вышла из комнаты и вдруг увидела, что в дверях стоит совершенно растерянный Андрей, которого мать бранит последними словами. Сердце Кати оборвалось. Ужас! Волна стыда и беспомощности обдала Катю, ее ноги подкосились, сердце упало, а ее тело вдруг перестало ей подчиняться. То, чего она опасалась больше всего на свете, произошло. Андрей грустно улыбнулся, затем молча протянул Кате шоколадку.
И тут случилось ужасное. Катя, не помня себя, не отдавая отчета о последствиях, вдруг стала выкрикивать какие-то грубые слова и выталкивать Андрея в дверь. Не сказав ни слова, Андрей тихо вышел.
Катя подбежала к окну. Ее трясло. Только теперь осознала, что сделала что-то непоправимое и страшное, что вот сейчас - в эти секунды, в один миг, была разрушена и обесценена их недолгая и возвышенная любовь. Она стояла у окна и видела, как Андрей медленно вышел из подъезда, затем постоял в каком-то ожидании и несколько раз посмотрел на ее окно. А дальше, как в замедленном кино, сделал шаг, другой, третий - и наконец решительно зашагал прочь.
Зажимая рот ладонью, Катя рыдала. Фигура Андрея удалялась все дальше и дальше, и наконец растворилась среди других прохожих. Как будто этого человека не было в ее жизни. «Вот и все», - с горечью подумала Катя. С тех пор они больше никогда не виделись.
* * *
Эту историю мне, психологу, однажды рассказала клиентка. Бывает так, что усвоенные человеком в родительской семье паттерны поведения, могут бессознательно проявляться во взаимодействии с другими людьми, порой роковым образом влияя на события нашей жизни.