Два с половиной года назад ушла из жизни легендарная отечественная актриса и театральный педагог – Элина Авраамовна Быстрицкая. Звезда культовой военно-исторической киноэпопеи «Тихий Дон» всегда с удовольствием обсуждала свое творчество и карьерные успехи, но тщательно избегала тему личной жизни и взаимоотношений с коллегами.
Народная артистка СССР всегда ставила работу на первое место, её считали одной из самых талантливых и харизматичных актрис, а о железном характере, бескомпромиссности и принципиальности этой женщины ходят легенды. Но, как это часто бывает, люди творческих профессий нередко обладают крутым нравом, и им сложно поладить с окружающими, в особенности, со своими коллегами.
У Элины Авраамовны сложились непростые взаимоотношения с некоторыми не менее выдающимися отечественными артистами, в частности, с актером и кинематографистом – Сергеем Федоровичем Бондарчуком, а также культовой актрисой и певицей – Любовью Петровной Орловой.
Естественно, профессионализм для таких людей всегда был на пером месте, а посему зрители даже не догадывались о том, что между любимыми актерами на съемочных площадках порой шла настоящая война.
Элина Быстрицкая: биография, ранние годы, выбор профессии
Будущая театральная и киноактриса появилась на свет в Киеве, в 1928-м году, четвертого апреля, в семье военного врача-инфекциониста – Авраама Петровича (настоящее отчество Пейсахович) Быстрицкого и его супруги – Эсфирь Исааковны, которая трудилась поваром в больнице.
Глава семейства, к слову, дослужился до звания капитана медицинской службы. Позже у Элины появилась младшая сестра, которую назвали Софьей.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны отца перевели в город Нежин, а супруга с дочерьми последовали за ним. После начала боевых действий, будущая актриса была эвакуирована в Астрахань.
Там девушка-подросток училась на курсах медсестер, после чего была направлена санитаркой на службу во фронтовой передвижной эвакуационный госпиталь, вместе с которым отправилась в город Сталино (ныне город Донецк).
Много лет спустя, в 70-е годы актриса была оскорблена тем, что руководство Малого театра потребовало предоставить доказательства того, что она действительно в юности была на фронте.
Быстрицкая дошла до высшего руководства Министерства обороны СССР, подняла старые военные архивы, и предъявила все необходимые документы, после чего ей был засчитан фронтовой стаж.
Девушка трудилась лаборантом, санитаркой и медсестрой, а после окончания войны она пошла в акушерско-фельдшерскую школу в Нежине, но вскоре выбрала иной путь, решив связать свою жизнь с актерской профессией.
В конце 40-х годов юная Элина стала принимать активное участие в художественной самодеятельности и выступала в массовке местного драмтеатра. Однако отец хотел, чтобы его дочь получила серьезную специальность, и настоял на том, чтобы она поступила в педагогический институт. Девушка подчинилась, но через год забрала документы, и стала студенткой столичного театрального вуза.
За время учебы начинающую актрису дважды едва не исключили из комсомола. Впервые это произошло, когда она отвесила пощечину сокурснику, который неудачно над ней подшутил.
А во второй раз – во время так называемой «борьбы с космополитизмом». Но девушка сказала, что не отдаст комсомольский билет, даже если её будут «резать на куски», потому что её приняли в комсомол на фронте.
На тот момент сокурсники ей устроили настоящую травлю: Быстрицкую открыто игнорировали, с ней никто не хотел сидеть рядом в аудитории и практически никто не общался.
Спас девушку худрук, который симпатизировал своей красивой и талантливой студентке. Он провел воспитательную беседу, после чего ситуация постепенно разрядилась, но, как утверждала сама актриса, неприятный осадок от этого остался у неё на всю жизнь.
Конфликт с Сергеем Бондарчуком
В кино Элина Авраамовна дебютировала в 1950-м году, исполнив небольшую роль военного врача в приключенческой картине «В мирные дни». В следующем году начинающая актриса появилась в крохотном эпизоде историко-биографической драмы «Тарас Шевченко», главную роль в которой исполнил Сергей Федорович Бондарчук.
Быстрицкая тогда была еще никому неизвестной начинающей актрисой, которую позвали в массовку, а вот Бондарчук уже являлся звездой всесоюзного масштаба.
На съемочной площадке актеры практически не пересекались, но вот в перерыве между съемками они серьезно поскандалили. Доподлинно неизвестно, почему именно произошел конфликт.
По некоторым данным, Сергей Федорович проявил к симпатичной девушке мужской интерес, и попытался за ней, так сказать, приударить, но получил грубый «от ворот поворот».
По другим сведениям, Бондарчук сказал что-то нелицеприятное об актерских способностях юной артистки, чем сильно задел и оскорбил её самолюбие. Но, так или иначе, после того инцидента между коллегами возникли острые неприязненные отношения, сохранившиеся на всю жизнь. Они даже не смотрели в сторону дуг друга и не здоровались, делая вид, что вовсе незнакомы.
Сложные съемки мелодрамы «Неоконченная повесть»
В 1954-м году Быстрицкая исполнила одну из ключевых ролей в приключенческой картине «„Богатырь“ идёт в Марто», а еще через год её утвердили на главную женскую роль в мелодраматической ленте «Неоконченная повесть».
Сниматься у легендарного кинематографиста – Фридриха Марковича Эрмлера было для молодой актрисы большой честью, но вот её партнером и исполнителем главной мужской роли стал Сергей Федорович.
По сюжету герой Бондарчка – талантливый кораблестроитель, который после несчастного случая не может ходить. Быстрицкая сыграла навещавшего его участкового врача. Между пациентом и врачом возникли сильные взаимные чувства, сотворившие настоящее чудо – прикованный к постели мужчина встает на ноги.
В реальной жизни между актерами тоже были сильные и взаимные чувства, но совершенно противоположные тем, что они изображали на камеру.
Порой за кадром шла настоящая война, а исполнители главных ролей были готовы поубивать друг друга. Сергей Федорович откровенно грубил своей партнерше, а та отвечала взаимностью, и вовсе, отказывалась с ним работать.
Тут следует отдать должное профессионализму режиссера картины, да и другим членам съемочной группы. Они минимизировали общение актеров, и развели их, так сказать, во времени и пространстве. Многие сцены с их участием снимали по отдельности, а после совмещали с помощью монтажа.
В тех же фрагментах, где необходимо было присутствие в кадре сразу обоих главных героев, как правило, все делалось с одного дубля. Актеры, за кадром метавшие друг в друга гром и молнии, отыгрывали свои сцены очень эмоционально, так что пронзительная и трогательная история, показанная в фильме, по сей день волнует души зрителей.
«Русский сувенир»: почему Орлова не выносила Быстрицкую
После «Неоконченной повести» Элина Авраамовна сыграла одну из ключевых ролей в военно-исторической киноленте «Тихий Дон», ставшей впоследствии культовой, а также сыграла главную женскую роль в военной мелодраме «Добровольцы».
А в 1960-м году кинорежиссер Григорий Васильевич Александров утвердил её на роль итальянской графини-шпионки Марии-Пандоры (Барбары) Монтези в своей комедийной ленте «Русский сувенир».
Главную роль в картине исполнила супруга кинорежиссера – легенда советского кинематографа Любовь Петровна Орлова. Её очень расстроило то обстоятельство, что муж пригласил в картину молодую красавицу-актрису Быстрицкую.
Любовь Петровна играла роль девушки, которая по сюжеты была гораздо моложе самой актрисы, а в тех сценах, где она появлялась вместе с молодой коллегой, было особенно заметно явное несовпадение реального возраста Орловой с возрастом её героини.
Несмотря на скандалы, просьбы и уговоры супруги, кинематографист, все же, утвердил Быстрицкую на роль, как и планировал. В итоге, съемочный процесс шел очень тяжело, Любовь Петровна на дух не выносила свою коллегу, и отказывалась выходить вместе с ней на съемочную площадку.
Даже крупные планы с участием обеих актрис нередко снимали отдельно с каждой из них, а затем кропотливо монтировали отснятое в один кадр.
Александров проделал большую и сложную работу, надеясь на то, что этот фильм вернет ему былую славу великого советского кинематографиста. Но картина подверглась жесткой критике, её сочли пропагандистской и надуманной, прокат был ограничен, а вскоре она, и вовсе, легла «на полку».
Любовь Петровна позднее снялась еще в одной картине своего супруга – шпионской ленте «Скворец и Лира», которая также оказалась провальной. Карьера легендарной актрисы шла к закату, несмотря на её отчаянные попытки удержать былую молодость и славу.
С Быстрицкой они более не пересекались, и Орлова старалась никогда не вспоминать об их совместной работе.