Франц Кафка – Замок, или Пруст был прав
О Франце Кафке сейчас кричат на каждом углу, утверждают, что он пророк и всевидящее око, который предсказал так много и еще много предскажет. Я не изучил всех произведений Франца Кафки, пока только Замок, но предсказаний я не увидел, увидел лишь интересный стиль, который отличает Кафку от других, многие писатели пытаются ему подражать, но никто не может с такой серьезной миной пересказывать абсурд. Вначале романа Замок, ты начинаешь думать, ну и вруль же ты Кафка, такое напридумывал, что и читать не интересно, ведь это чушь. Чуть погодя ты различаешь смысл, как светящиеся фары грузовика, которые резко выпрыгивает на тебя из тумана и спасения уже нет, ты видишь лишь только свет, короткий миг земного ослепительного, жгучего, неприятного, а потом вечный свет, который олицетворяет собой безмятежие, покой, как только что постиранное, отглаженное белоснежное постельное белье.
Основная идея Кафки – в абсурде есть смысл, его можно осознавать и продолжать жить, становится частью его, сливаться с абсурдом, но думать о другом, лишь показывать другим, что твои намерения и желания такие же как и у них. Ты принимаешь правила, законы абсурда и готов пройти с ними до конца, но осознающему человеку это делается тяжело, каждый шаг вперед отзывается пульсирующей болью в висках. Ты начинаешь слышать голоса, видеть то, что другие не видят, это ли по нашим меркам не болезнь? Да при том такая, что от тебя отворачиваются все, ведь слышать угрызения совести и видеть несправедливость в обыденности – это болезнь, которую нужно лечить и чем быстрее, тем более безучастным, отрешенным ты становишься. Первая твоя реакция – поделиться со всеми открытиями, которые тебя окружают: несправедливость на работе, грубость, унижение родителей, пренебрежение собственными детьми, абсурд бюрократической машины под названием Замок. Вторая реакция – это ожидание эффекта произведенное истинной, когда ты открываешь глаза людям из любви к ближнему. Третья реакция – непонимание, испуг что ты ошибся, неправильно сделал поспешные выводы. Четвертая реакция – страх, но не перед окружающими тебя людьми и их недовольство по отношению к тебе, а страх, как дальше жить в этом, когда ты видишь изнанку жизни, ты бы и рад уже забыться, но никак.
Замок Франца Кафки - шедевр абсурда, который не является абсурдом в обыденной жизни. Измените слово Замок на Государство, Веру, Бога, Дьявола, Рай, Ад и все подойдет, да так, что ты не сможешь отличить и с пеной у рта доказывать, что нет, это ты разгадал Кафку. Вот это мне очень понравилось, тут меня автор изумил способностью заставить читателя думать (не будем об обделенных, за их неведение можно только порадоваться). Многие конечно не поняв будут создавать видимость, делать серьезное лицо, слегка прищурив глазки, выпучив губки, словно принюхиваются к дерьму, и с видом знатока кивать головой, даже когда собеседник уже молчит, но они продолжают кивать, словно кивающая игрушечная собачка в пустой машине, чтобы им не говорили про Кафку . Замок – это практически Квадрат Малевича, любой сможет увидеть в нем что-то свое, что его интересует и смочь это доказать, вывести формулы, предоставить ссылки на писания и будут правы, они докажут, как и другие, которые вместо Замка подставят свое Слово.
Если подбирать все Слова, то вам это будет неинтересно, потому подставим простое слово, чтобы не делать ссылок на другие материалы, это слово всем известно и значение его понятно: Бюрократия – злейший враг порядка и близкий друг абсурда. Бюрократия часто говорит вам, что вы Ничто, как люди из деревни говорят К.: «Вы не из Замка, вы не из Деревни. Вы Ничто». Бюрократия создает мифическую завесу перед большими начальниками, и ты начинаешь сомневаешься, что когда-нибудь сможешь найти человека, который сможет помочь тебе и разбирается в том, что тебе сказали или приписали. У Бюрократии одинаковые лица, ты можешь бегать от кабинета к кабинету, в каждом кабинете тебе дают свои регламенты, которым ты должен следовать и ты следуешь. Потом упираешься в стену регламента другого отдела, который противоречит соседнему, сбивая тебя с ног, словно ты бежишь по школьному коридору, а заядлый сорванец ради смеха ставит тебе подножку, и ты летишь через весь коридор, из рук вылетают бумаги, из рюкзака школьные принадлежности. И вот такой сорванец ждет тебя в каждом кабинете. Устав ему это не приписывает, но, забавы ради, они готовы упиться страданиями другого человека, беспомощностью, незнанием. Человек бессознательно боится Бюрократии и испытывает перед ней трепет с рождения, это передается от отца к сыну и т.д., а через время намучившись, натерпевшись вы и сами будете передавать знание ужасного монстра Бюрократии новому поколению. Бюрократический инструмент – это служащий, который безразличен к горю, радости обычного человека, для служащего просящий перед ним уже не человек, а случайная капля кетчупа, специально капнувшая на его белоснежную рубашку, тем самым испортив весь день. Особенность бюрократического служащего в его ограниченности, он наизусть будет пересказывать все "-цать" страниц своего устава, но будет слепыми глазами смотреть, слышать оглохшими ушами.
Отдельно мне хочется остановиться на рассказывающих, читающих лекции о Кафке. После прочтения Замка появилось непреодолимое желание услышать интересные мысли, размышления о произведениях Франца. И каков же был мой ужас, когда из лекции к лекции оратор рылся в нижнем белье Франца Кафки, просто запускал свою извращенную руку в письма, в дневник Кафки и с наслаждением публично мусолил, обнюхивал все подробности психологического состояния автора. Но что самое противное, как эти недолитераторы пытаются перенести личную жизнь, чувства, описанные в дневнике Франца Кафки, на его произведения. Для них ценность произведения не в написанном, а в письме к отцу и как это письмо к отцу влияет на каждую строчку, как Кафка болезненно все это чувствует и переживает. Чувствуют, так сказать, чужую боль и переносят на себя, хотя эти же люди пройдут мимо лежащего на земле человека и не задут себе вопрос: «это такой же человек, как и я, который запутался, предался страстям, а может ему просто плохо и нужно помочь». Нет! Они отведут свои глаза в другую сторону причитая мантру: «я ничего не видел, я смотрел в другую сторону» и будут повторять до тех пор, пока мозг не признает эту мысль за оправдательный приговор. Всем лекторам и высказывающимся нужно перед тем, как открывать свой рот, нафантизировав себе про Кафку небылицы, прочесть заметки Марселя Пруста «против Сент-Бёва» и взглянуть на себя уже другими глазами. Увидеть насколько их мысли, слова были бы неприятны автору, ведь никакой из авторов не желает, чтобы его литературные подвиги изучали под призмой его личной жизни. Литература – это то, что заставляет автора убежать от реальности, закрыться и предаться чему-то высшему, что необъяснимо, но с легкостью выходит из-под руки, даже если это стоило ему множество бессонных ночей, сомнений, переживаний, самобичеванию. Потому призываю всех: ОЧНИТЕСЬ! Любите Кафку за его произведения, а не за ваши фантасмагории и детские травмы.
P.S.
Оставлю цитату из Замка, которая заставила меня проснутся на короткий миг из летаргического сна, и это пробуждение причинило невыносимую боль, мое сознание не выдержало и захлопнулось в кабинете клерка, но навсегда ли? Стало сложнее стоять перед зеркалом, оставаться наедине, так как каждое слово из цитаты выдавливается в моем сознании шрамы, будто клеймо поставленное крупнорогатому скоту. Как же теперь жить? Видя в отражение клеймо…
Особенно трудно понять, почему он, став взрослым мужчиной, полностью потерял ту смелость, которая в нем, мальчике, приводила нас в отчаяние. Правда, это бесполезное стояние и бесконечное ожидание изо дня в день без всякой надежды на перемену ломают человека, делают его нерешительным, и в конце концов он становится не способным ни на что другое, кроме безнадежного стояние на месте.