Найти тему
ДЕТИ$деньги

Монастырские девочки-Часть 1: как я жила в женском монастыре

Оглавление

10 лет назад я приехала в Николо-Сольбинский женский монастырь, чтобы сделать репортаж о жизни девочек из монастырского приюта. Почти два дня мы с фотографом прожили в обители. За это время удалось пообщаться и с сиротами, и с сестрами-послушницами, которые из мирской жизнью однажды решили уйти в монастырь... Я разбила репортаж на две части и сегодня публикую первую из них.

Николо-Сольбинский монастырь находится в лесах Ярославской области, в 95 километрах от Сергиева Посада. В советское время здесь была психбольница. Во время перестройки ее закрыли, а монастырь облюбовали бомжи. В таком состоянии в конце 90-х приход достался игуменье Еротииде. Настоятельница возродила обитель и открыла в нем приют для девочек.

(Яндекс картинки)
(Яндекс картинки)

Мы приехали в монастырь около полудня, в разгар жаркого летнего дня. Нас сразу же пригласили на праздничную трапезу.

Сегодня день покровителя обители - Николая Чудотворца. Огромный зал трапезной украшен ромашками. В большие панорамные окна, словно прожекторы, проникают десятки солнечных лучей. За длинными столами, на которых вино, пироги, жареная рыба, сыр и сладости, локоть к локтю трапезничает не меньше 500 человек. Это жители соседних деревень. Между столами мелькают сестры: что-то подносят, убирают. За центральным столом в черной рясе сидит настоятельница монастыря - игуменья Еротиида.

На сцене поют воспитанницы приюта. Все с заплетенными косами и в золотистых сарафанах. Я насчитала 18 девочек. Но всего в приюте около 40 девиц. (На момент написания этой статьи в приюте проживают около 150 воспитанниц, авт.)

(www. solba.ru)
(www. solba.ru)

Девочки живут здесь до совершеннолетия. Кто-то из них с детства сирота, у кого-то родителей лишили прав, есть и девочки из малообеспеченных семей.

- Народу сегодня много! Сейчас вас посадим, - к нам подходит высокая девушка в черной рясе.

Сестра Дарья в монастыре вроде пресс-секретаря. Это с ней мы общались по телефону, когда договаривались о приезде. Дарье 23 года. Она и ее мама - сестра Любовь, пришли в монастырь почти год назад.

Любовь и Дарья

- Дарья поправилась здесь, - рассказывает мне за столом сестра Любовь. - Я и сама поначалу ела-ела, как никогда в Москве! Потом каялась...

Творог, сметана, сыр и яйца в монастыре свои. Здесь есть коровник и курятники.

Любовь сегодня - благочинная. Это значит, что она распределяет сестрам послушания: кто будет трудиться на кухне, кто в храме.

До прихода в монастырь в Москве у нее был строительный бизнес. Дочка Дарья окончила университет, работала в МИД.

- Дарья первая сюда пришла, - говорит Любовь. - Одну квартиру мы продали. Другую оставили для монастыря.
- Что же случилось, несчастная любовь?
- Нет. Она встречалась с парнем. Но говорила: "Мама, все не то. И так всю жизнь?". Он даже приезжал сюда, просил вернуться. Когда Даше было пять лет, мы заехали в один монастырь. И она сказала: "Мам, я хочу здесь остаться!". Потом ездила с подругами по монастырям. В клубы ночные ходила через силу. Все думают, что я за ней ушла.
- А разве это не так?
- Нет. Я могла бы к ней приезжать, но сама отсюда уезжать не захотела...

Думай о ближнем, когда моешь руки

То, что монастырь - место особенное, понимаешь даже в монастырских удобствах. Вот что я прочитала над раковиной в туалете: "После использования мыла его необходимо промыть, чтобы ближнему не было неприятно взять его в руки".

Впервые в жизни, кажется, я помыла мыло.

Весь народ, сидевший в трапезной, теперь прогуливается по монастырю. Территория большая. Кое-где лежат горки песка и кирпичи - молдаване достраивают новый корпус для приюта. Несмотря на стройку, здесь очень красиво.

(Яндекс картинки)
(Яндекс картинки)

Варварский корпус с трапезной (назван в честь великомученицы Варвары) стоит на холме. Под ним течет речка Сольба. На другом берегу - лес с полем, виден монастырский огород.

На лугу за храмом играют девочки из приюта. Переоделись. Теперь на них коричневые сарафаны и белые вязаные шапочки. Директор приюта - мать Евфимия - наблюдает за девочками со скамейки.

(www. solba.ru)
(www. solba.ru)

У одной из воспитанниц палец забинтован.

- Комар укусил, а я расчесала, - показывает палец она.

Марине 11 лет. Но девочка рослая, уже с формами. Три года назад из Краснодара Марину в монастырь привезла бабушка.

- А родители, - спрашиваю, - где твои?
- Папа умер. А мама... Не знаю сейчас где.
-Как тебе в монастыре, нравится?
- Да. Я хочу на детского врача учиться, быть монахиней и лечить тут девочек...

Я вспоминаю себя в 10-12 лет. Чего больше всего хотелось летом в деревне? Дни напролет лазить с друзьями по деревьям, купаться в озере до посинения, гонять по лужам на велосипеде. Воспитанницам в такой жаркий день, как этот, конечно, не надеть шорты с майкой, не сбегать на речку, и не поцеловаться впервые в жизни с соседским мальчиком.

Но эти девочки, которым маячило неблагополучное будущее, получили счастливейшую возможность учиться и всесторонне развиваться. В приюте есть свой хор, театральная студия, кулинарная школа. Воспитанницы занимаются в монастырских мастерских: керамической, швейной, вышивальной, пряничной и в мастерской по изготовлению мыла.

(www.solba.ru)
(www.solba.ru)

"Я покаялась. Не курю!"

Директор приюта мать Евфимия по образованию педагог начальных классов. Она пришла в этот монастырь три года назад. Ее семья - дети и внуки - живут в Питере.

Мне матушка кажется строгой, но девочки ее любят: подбегают, обнимают.

- Поначалу было сложно, - рассказывает мать Евфимия. - Допустим, уже вечер, а она: "Хочу на улицу!". Падает на пол и бьет ногами. Они прошли детдома и тяжелые семьи - а это сплошной негатив. Каждую жест выдает. Руки к голове тянет, видимо, били ее. Одна девочка спросила: "А где комната для битья?".

- Вы их как-то наказываете?

- Мы пробовали лишать их чего-то. Ну, сладкого лишишь, велосипеда. Лучше объяснять, чтобы они поняли.

- А с мальчиками они общаются?

- Знаете, они так уже пообщались с мальчиками в миру... Вот к Насте, ей десяти еще не было, приехала бабушка. Мать ее двухлетней бросила, отца нет. И знаете, какой она ей подарок привезла? Сигареты. Вытаскивает эту коробку, я даже сразу не поняла. А Настя: "Бабушка, я уже не курю. Я покаялась". Бабушка: "Ну, отдашь кому-нибудь". Она: "Здесь никто не курит".
Воспитанницы приюта с игуменьей Еротиидой и сестрами монастыря (www.solba.ru)
Воспитанницы приюта с игуменьей Еротиидой и сестрами монастыря (www.solba.ru)

- Но вы бы как хотели: чтобы ваши девочки в будущем рожали детей или служили Богу? - не могла не спросить я у директора приюта.

- Кому это предопределено - сами здесь останутся. Кто-то захочет рожать детей, а кто-то служить Богу.

Келья №33

На ужин нас позвали в небольшую трапезную при монастырской кухне. За столом мы сидим вместе с сестрами-послушницами и приехавшими паломниками.

В монастырь по выходным и праздниками приезжают верующие. После скромного, но очень вкусного ужина с картошкой и малосольными огурчиками, нас с паломниками угощают чаем. На столе монастырские продукты: хлеб, мед, варенье, пирожки и пряники...

На ночь сестры-послушницы поселили меня в своем корпусе, а фотографа разместили в номере для паломников.

Моя келья под номером "33" - это просторная комната с двумя железными кроватями и прикроватными тумбами. В ней свежий ремонт, у двери стоит шкаф-купе, но без зеркала. Большое окно выходит на белый с синими куполами Успенский храм.

Открываю окно - дневная жара сменилась прохладой. Воздух свежий-свежий! Еще бы: вокруг монастыря сплошные леса. Тихо. Тишину нарушают только птицы. Около 10 вечера послышались голоса сестер, они возвращаются с работы. От необычности обстановки я долго не могла заснуть...

О том, как прошел мой следующий день в монастыре - читайте здесь.

#испытано на себе

#дети

#школьное образование

#воспитание детей

#вера

#православие

#религия

#психология