В наши дни судебные процессы над животными можно назвать экзотикой, однако братья наши меньшие достаточно регулярно становятся героями различных историй криминального характера. Если суммировать эти сообщения, можно выяснить, какие животные выбрали себе «профессии» в мире преступности
Организованная преступность
В этой области лидируют наши родственники по эволюционной ветке — приматы. Дисциплина в их иерархически выстроенных сообществах позволяет создавать настоящие криминальные банды. Живущие в городах бок о бок с людьми обезьяны давно усвоили: зачем просить, если можно просто взять?
Мартышки повсеместно специализируются на грабежах. Отбирают у людей всё, до чего могут дотянуться. Чаще всего, это пакет с едой. Но в последнее время криминальные схемы мартышек усложнились. Они воруют смартфоны и кошельки, а иногда и срывают ювелирные украшения. Казалось бы, зачем им это? Оказывается, к такой деятельности их надоумили преступники из мира людей. Обезьяны прекрасно знают, где такие ценности можно сменять на пищу и несут краденное на обмен. Говорят, что в Индии и Пакистане, а также в странах Юго-Восточной Азии сотрудничество с мартышками приносит хороший доход нечистым на руку людям.
«Популярности этому бизнесу добавляет отсутствие чёткой квалификации подобных деяний в уголовном законодательстве. Мартышка принесла мне кошелёк, а я ей взамен — кусочек сахара и банан. Что это? Скупка краденного? Организация преступного сообщества?», — задаётся вопросом адвокат по уголовным делам правового центра «Человек и Закон» Ольга Немцева.
Кстати, в Японии мартышки научились добывать себе лакомства без участия человека в криминальной схеме. Они воруют кошельки и коробки для пожертвований. Достают монеты и покупают себе вкусняшки и газировку в вендинговых автоматах.
Отдельно хотелось бы остановится на ситуации с бандами обезьян в Южной Африке. Банды павианов стали большой проблемой в городах этого региона. Мартышка в сравнении с павианом — почти безобидное существо. Представители банд африканских обезьян гораздо крупнее и агрессивнее своих азиатских собратьев. К тому же павианы вооружены внушительными клыками. Завидев человека, несущего еду, они следуют с ним параллельными маршрутами, выжидая удобный для нападения момент. Найдя относительно малолюдное место, они атакуют человека и отбирают еду.
Особенную известность получила банда павианов из Кейптауна (ЮАР). Приматы терроризировали город три года. Они громили магазины, вскрывали автомобили и отправили в больницу несколько человек. В конце концов местные власти признали проблему, выследили и ликвидировали главаря павианов по кличке Фред. На теле обезьяньего лидера были найдены следы от нескольких огнестрельных ранений. Похоже, что Фреду приходилось бывать в перестрелках.
Контрабанда
Коты — лучшие контрабандисты всех времён и народов. Они пролезут, где угодно и никогда не сдадут сообщников. Одна проблема — грузоподъёмность невелика. Так что контрабанда должна быть стоящей. В Секторе Газа ловили котов, носивших медикаменты и пачки наличных денег. В ЮАР с хвостатых снимали ошейники, полные бриллиантов. На границе Белоруссии и Литвы один раз видели кота, к которому было примотано несколько пачек сигарет, поймать его не удалось.
Но больше всего грузов усатые контрабандисты перетаскали в тюрьмы всего мира. Список изъятого у котов весьма широк. Это и свёртки с наркотиками, и упаковки дрожжей, сим-карты, флешки с порнофильмами, сотовые телефоны, наушники, зарядные устройства и провода, свёрла, пилки, наушники, шприцы, сигареты и, конечно же, наличные деньги. Главное — груз должен быть относительно компактным.
Остаётся понять один нюанс: как заставить кота отнести груз по маршруту? Хвостатые —звери своеобразные и очень, как говорится, себе на уме. Дрессировать кота — задача та ещё. Кроме Куклачёва, мало у кого получается.
«На зонах много котов. — Продолжает адвокат по уголовным делам Ольга Немцева. — Они живут с заключёнными, соблюдают режим. Сотрудники ФСИН, как правило, ничего против них не имеют. И вот наступает момент, когда отсидевший срок забирает питомца с собой на волю. В определённый момент бывший заключённый перестаёт кота кормить и нагружает контрабандой, после чего, усатого возвращают к стенам его родного исправительного учреждения. Кот помнит, где его кормили, и тащит контрабанду на зону. Вот так это и работает».
Главное средство борьбы с кошачьей контрабандой — служебные собаки. Следует отметить, что сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний к хвостатым курьерам относятся снисходительно. Каких-либо жёстких кар в их отношении не предусмотрено. С усатых снимают груз и либо оставляют в хозяйстве заниматься своими традиционными обязанностями — ловить мышей, либо просто отпускают на все четыре стороны.
«Справедливости ради, нужно отметить, что помимо кошек, курьерами в местах лишения свободы также подрабатывают крысы и голуби. — Говорит адвокат Ольга Немцева. — Крысы, как правило, таскают контрабанду между камерами. Говорят, что их можно научить бегать по канализационным трубам между унитазами. Осушивают тряпками водяной затвор и запускают туда грызуна. Правда, максимум, что можно навьючить на крысу или голубя, — это записка, несколько сим-карт или маленький «завертон» с наркотиками. Отчасти поэтому, подобные методы можно причислить к экзотическому наследию «старой школы» сидельцев российских узилищ».