Нет, в названии статьи нет опечатки: 912-й был скромной версией канонизированного Porsche 911 первого поколения. Автомобиль оснащался доработанным двигателем от Porsche 356 и оказался настолько удачным, что продавался даже лучше 911-го!
Porsche 911, запущенный в производство в 1964 году, был намного сложнее и, соответственно, дороже своего предшественника Porsche 356. Сомневаясь в способности новой модели тащить на себе экономику бренда, в Porsche продолжили выпуск модели 356 до 1965 года, а затем подготовили ей относительно бюджетную замену в виде Porsche 912. Это был автомобиль с кузовом Porsche 911, но с 4-цилиндровым двигателем объемом 1,6 литра мощностью 90 л.с., унаследованным у Porsche 356, хоть и с доработками.
Более скромный автомобиль был внешне не отличим от "старшего" Porsche, и заметить подвох можно было только в салоне, где панель была отделана алюминием, вместо дерева, и отсутствовали некоторые приборы, которые, впрочем, можно было и дозаказать... При этом, 912-й был легче, чем 911-й и вес у него распределялся более равномерно, что положительно отражалось на управляемости. Porsche 912 был менее склонен к непредсказуемым заносам задней оси и, думаю, унес меньше жизней... Другим преимуществом был расход топлива - декларировались показатели на уровне 7,8 л/100 км. Получился отлично сбалансированный автомобиль для обывателей, гонщики, конечно, предпочитали "настоящий" Porsche 911... Большую партию Porsche 912 Targa заказала немецкая полиция, чтобы стильно патрулировать автобаны ;)
В течение двух лет Porsche 912 существенно превосходил по продажам Porsche 911, и только в 1967 году, когда появилась недорогая версия 911Т, его популярность пошла на спад. В 1969 году Porsche 912, выпущенный тиражом около 32 500 машин, был заменен среднемоторным Porsche 914, разработанным в партнерстве с Volkswagen. Автомобиль получился настолько Volkswagen, что уже через 6 лет его сняли с производства и для рынка США в 1976 году возобновили выпуск Porsche 912 с некоторыми доработками... За год выпустили более 2 000 машин, а дальше в бюджетном сегменте марки появился переднемоторный Porsche 924.
В общем, достойнейший представитель славной марки Porsche! Без скидок на бюджетность.
Автомобиль на фото примечателен тем, что в октябре 2021 года установил новый рекорд для модели на аукционе Bring-A-Trailer, где виртуальный молоток упал на ставке 137 944 долларов, что сопоcтавимо с "настоящими" 911 первого поколения. Для интереса: там рекорд держит Porsche 911 Carrera RS 1973 года выпуска за 600 000 долларов...
Оправдана столь приличная цена великолепным состоянием автомобиля и его историей. В 1967 году некий гражданин оформил заказ в представительстве Porsche в Калифорнии и пожелал забрать автомобиль прямо на заводе в Германии. Счастливчик планировал трехмесячный отпуск в Европе с молодой женой - спортивный автомобиль подходил для такого приключения прекрасно. Но несмотря на свою как-бы бюджетность, это был дорогой автомобиль и пара большую часть ночей провела в палатке, а по завершении каникул планировала продать автомобиль, дабы отбить часть затрат.
Во время путешествия по Европе 912-й работал безупречно и молодые американцы не смогли с ним расстаться. Автомобиль оставался в руках первого владельца вплоть до его кончины в возрасте 80 лет в начале этого года. Наследники приняли решение продать Porsche, чтобы позволить другому энтузиасту наслаждаться легендарной машиной (ну и заработать немного...). А наслаждаться есть чем! История владения Porsche задокументирована сумасшедшим образом: новому владельцу достались документы о первоначальной продаже машины, сертификат подлинности от Porsche, награды, завоеванные на смотрах и выставках, журналы с материалами об автомобиле, оригинальные европейские номера и даже квитанция о капиталке двигателя в 1974 году, обошедшейся дешевле 1000 долларов. Коллекционеры готовы грызть друг другу глотки за такие артефакты.
Два года назад Porsche 912 прошел вторую полную реставрацию и пребывает в состоянии выставочного. И автомобиль, и история достойны уважения!
Сергей Клюшниченко
Фото Bring-A-Trailer