Доля электронных комплектующих в конструкции современных автомобилей увеличивается год от года. Но всегда ли применение электроники можно считать оправданным? На этот счёт у меня имеются сильные сомнения. Оговорюсь сразу: я не ретроград, и, как инженер-конструктор, только приветствую появление, к примеру, систем электронного зажигания и впрыска. Однако во всём нужно знать меру.
Количество поломок, происходящих из-за отказа электронных компонентов, уже перевалило за 50% от общего числа неисправностей. Отказывают датчики, окисляются контакты, разрушаются провода, сбоят процессоры и программное обеспечение… Поиск неисправностей всё чаще превращается в разгадывание сложнейшего ребуса. Уровень профессиональной подготовки обслуживающего персонала начинает заметно отставать от уровня сложности ремонтируемой техники.
Даже опытный инженер может заблудиться в бесконечном лабиринте проводов и микросхем.
На фоне этого продвижение идей о повсеместном оснащении машин автопилотами и замене людей компьютерами выглядит, по меньшей мере, странно. Особенно когда речь идёт о необъятных просторах Российской Федерации. Почему? Попробую объяснить.
Автопилот как он есть
Дело тут не только в том, что сложность задач, которые приходится решать участникам дорожного движения, зачастую превосходят возможности мощных игровых десктопов. Мощность бортовых компьютеров можно увеличить, хотя, разумеется, это приведёт к существенному увеличению стоимости автомобилей. Есть куда более сложные проблемы.
Работа автопилота основана на анализе данных, поступающих от множества датчиков. Расчёты, выполняемые компьютером, не могут базироваться на ощущениях. Нужны точные цифры. В списке ключевых факторов, позволяющих электронике ориентироваться в сложном мире транспортных сетей, являются:
- Состояние дорожного полотна.
- Правильно нанесённая и хорошо читаемая разметка.
- Продуманная организация движения. Тут требуются и правильно построенные развязки, и отлажено работающие светофоры.
Много ли из перечисленного есть в нашей стране?
Хорошо, когда автомагистрали выглядят так, как показано на размещённой ниже фотографии.
Но часто ли подобное встречается в России? С куда большей вероятностью, отъехав на пару сотен километров от крупных городов (а иногда и в черте мегаполисов) можно увидеть совсем иную картину.
Как вам такое шоссе? Правда, замечательное качество разметки и асфальтового покрытия? И как тут будет ориентироваться автопилот? А ведь ещё есть такая штука, как погода. Она переменчива, и в любой момент (зимой такое у нас бывает) на дорогу может выпасть снег. И тогда магистраль преобразится в мгновение ока.
Вполне возможно, что там, под слоем снега, есть и качественный асфальт, и правильно нанесённая разметка. Вот только как об этом узнать автопилоту? Кто-то, возможно, скажет, что в подобных ситуациях реальную помощь способны оказать системы спутниковой навигации. Да чёрта с два! Точность позиционирования GPS, при условии, что над вами абсолютно ясное небо, не превышает 0,7 метра, а ГЛОНАСС – 1,2 метра. С ухудшением видимости погрешность возрастает до 5 – 10 метров. Полный цикл передачи данных превышает 10 минут.
Этого хватает для работы обычных навигаторов. Но очевидно, что для организации безопасного дорожного движения таких показателей абсолютно недостаточно.
Я прекрасно понимаю производителей техники. Ведь в случае принятия законов об оснащении автомобилей автопилотами они получат доступ к огромному, неосвоенному рынку, и смогут получить колоссальную прибыль. Однако торопиться с одобрением подобных инициатив не стоит. По крайней мере, до того момента, пока не будут полностью приведены в порядок все дороги, и решены имеющиеся проблемы.
Достаточен ли контроль?
Кроме автоматизации управления транспортными средствами, есть и другие области конструкции автомобилей, где целесообразность внедрения электроники вызывает сильные сомнения. Это касается:
- Замены традиционного привода рулевого управления на электрический, где отсутствуют механические связи.
- Установки электрических тормозов, механизмы которых приводятся в действие сигналами, поступающими по проводам.
Нет, разумеется, я в курсе, что на болидах Формулы-1 подобные инженерные решения используются, причём, довольно давно. Вот только бюджет команды Формулы-1 сравним с бюджетом небольшого государства. Или, может быть, вы готовы содержать ну, пусть не целую обслуживающую базу, а хотя бы штат механиков?
Люди, увлекающиеся компьютерными играми, знают, что отказ джойстика или электронного руля – явление весьма распространённое. Этим грешат даже дорогие устройства ввода. А ведь автомобиль – это не самолёт, где есть дублирующие системы управления. Да если бы даже подобные системы и были предусмотрены, у водителя, движущегося в плотном транспортном потоке, когда возникает необходимость в принятии решения, просто нет тех секунд, которые есть у находящегося в небе пилота.
Остаётся открытым вопрос и об информативности электронной связи, обеспечиваемой электронными рулевыми и тормозными системами, пригодными для массового производства. Если есть механическая связь, то, при возникновении неисправности, водитель в состоянии почувствовать, что что-то происходит не так. А как быть, если такой связи нет?
Отказы таких электронных систем уже происходили, и не один раз. Но производители стараются замять случающиеся скандалы и не дать просочиться информации в прессу. Мой знакомый, отрабатывая переставку, едва не разбил машину, когда при быстром перекладывании руля возник конфликт в работе электронного усилителя. И он ничего не смог доказать в суде, хотя в суд подавал. А случись подобное не на тренировочной площадке, а в пути, едва ли удалось бы избежать серьёзной аварии.
Когда автомобиль превращается в смартфон
И ещё один момент в оснащении современных автомобилей меня удивляет необычайно. Получается, что, с одной стороны, водителям, на законодательном уровне, запрещают пользоваться мобильными телефонами. А с другой стороны, автомобили оснащают интегрированными мультимедийными системами, для управления которыми приходится постоянно отвлекаться от наблюдения за ситуацией на дороге.
Смотришь на какого-нибудь очередного драйвера, большую часть времени смотрящего не на то, что происходит в полуметре от его авто, а на экран навигатора, и оторопь берёт. А ведь на трассе и без того хватает отвлекающих факторов.
Заключение
Ещё раз повторюсь, что я не ретроград, и приветствую использование электроники там, где это действительно уместно. Но доверять устройствам, эффективность и надёжность которых вызывает сильные сомнения, не вижу причины. И потому всякий раз прихожу в недоумение, когда читаю или слышу в СМИ о том, что вот уже буквально завтра весь мир откажется от услуг водителей и пересядет на автомобили с автопилотами. Конечно, дураков на дорогах и так хватает. Но это живые люди, которых можно оштрафовать, отстранить от управления автомобилем, лишить прав… А электроника – какой с неё спрос?