Он не управляем. На уроке постоянно крутится, всё время что-то роняет, вскакивает с места. Учитель говорит, что он вообще на неё не реагирует. Мы уже и по хорошему разговаривали, и телефон отобрали – ничего не помогает. В прошлом году тоже в начале года так было, а потом вроде успокоился – а в этом кошмар какой-то.
Человек рождается с определённым генетическим Латеральным Профилем, который влияет на наши особенности по восприятию информации, навыки учебной деятельности и реакции в стрессовом состоянии. В данной статье мне хотелось бы уделить внимание врождённым особенностям, дающим при стрессе очень неприятную реакцию повышенной двигательной активности и отвлекаемости , которую многие расценивают, как гиперактивность.
Из-за чего это происходит
При стрессе у человека начинает преобладать деятельность одного (ведущего) полушария, что приводит к снижению скорости прохождения сигнала между полушариями. Это похоже на транспортную пробку, образовавшуюся на мосту между двумя берегами. А поскольку мы так устроены, что ухо, глаз, рука, нога, которые находятся справа, передают сигнал в левое полушарие и наоборот, то становится тем сложнее, чем больше органов восприятия находится "на берегу" ведущего полушария.
Давайте попробуем представить. Вот два берега правый и левый, между ними мост и информаторы на правом берегу посылают свои послания генеральному штабу, расположенном на левом берегу, а из штаба тут же посыльные на сверхскоростных машинах выезжают на противоположный берег в штаб правого берега. Нужно же скоординировать работу! Им на встречу уже летят посыльные из штаба правого берега, дабы передать важную информацию, полученную от информаторов, расположенных на левом берегу.
Сложная система. Ребенок, начиная с рождения, развивает эти межполушарные связи. Но вдруг возникает стресс и тут же создает пробку на межполушарном мосту. И если у человека ведущее полушарие правое, то депеши с противоположного берега он продолжает получать, но со своего берега ничего послать не может. Тогда происходит нарушение, связанное с деятельностью отключенного канала.
- Если это ухо - страдает восприятие информации на слух и аудиальная память.
- Если глаз- страдает зрительное восприятие и зрительная память.
- Если рука - начинаются неприятности с речью, движениями рук и коммуникаций. Нога блокирует крупную моторику.
Профили якобы гиперактивных детей выглядят так.
1. Ведущее правое полушарие, глаз, ухо справа, рука-нога слева. Без стресса это довольно одаренный ребенок, ведь он спокойно воспринимает информацию в виде фактов, таблиц и, в то же время, легко обобщает её и вставляет в целостное представление (благодаря правому полушарию).
При стрессе. Представляете, как жутко человек с таким профилем ощущает себя в ситуации стресса? Ведь он перестает что-либо понимать, с трудом может извлечь из памяти информацию, которую ещё вчера рассказывал легко. А вот с двигательной активностью и движениями рук все остаётся в порядке. И чтобы включить себя в жизнь, такой ребенок начинает активно двигаться: ерзать, ронять предметы, крутить что-то в руках. На замечания реакция слабая. Взгляд блуждает, ни на чём надолго не задерживается. Нам кажется, что он издевается - но на самом деле, он действительно слабо воспринимает сейчас что бы то ни было.
2. Ведущее правое полушарие, глаз, ухо, рука справа – нога слева. Профиль очень похож на предыдущий. Разница только в руке. Без стресса такой человек будет отличаться не только способностью легко интегрировать любую сложную информацию, раскладывая её на отдельные факты и вновь собирая в целостную картину (например Таблица Менделеева является следствием именно такой интегрированной деятельности), но и внятно рассказать об этом благодаря ведущей правой руке.
При стрессе ситуация так же очень похожа на предыдущую: не видит, не слышит, активно двигается. Но благодаря всё той же ведущей правой руке, ещё и постоянно болтает, ужасно мешая учителям и одноклассникам.
Основное отличие от гиперактивности в том, что в не стрессовом состоянии, при индивидуальной беседе, такие дети действительно нормально контактируют, видят, слышат, довольно легко усваивают информацию. Да, у них всё равно замечается явное включение тела: что-то трогают, теребят, активно жестикулируют (при ведущей левой руке). Все люди с ведущим правым полушарием ведут себя так. Но без стресса все эти движения не чрезмерны.
Как помочь
Важно как можно скорее снизить уровень тревоги и снова настроить межполушарное взаимодействие. Для снижения уровня тревоги подойдут упражнения Гимнастики Мозга: Крюки Денисона, Позитивные точки, Брюшное дыхание. Для активизации межполушарного взаимодействия подойдут Кроскроллы, Рокер, Ленивая восьмёрка, Сова, Колпак для думания.
Довольно много упражнений, так как многие каналы отключены.
Также можно предложить ребенку поёрзать на стуле, только медленно и вдумчиво, перекатываясь с одной ягодицы на другую, одновременно с этим движением попросить сконцентрировать взгляд на каком–нибудь предмете, затем посмотреть вверх-вниз, вправо-влево. Снова сосредоточится на предмете - посмотреть сквозь него вдаль. Таким образом мы включаем зрительную концентрацию.
То же с ушами: попросить прислушаться одним ухом к тому, что происходит за окном, другим – что в классе. Обоими ушами сконцентрироваться на голосе говорящего, повторить пару слов. Встать, потянуться во все стороны. Всё это занимает от силы две минуты – но даёт возможность ребёнку снизить уровень тревоги и снова обрести почву под ногами.
В моей практике таким детям сложнее всего приходится в период адаптации: в начале учебного года, при знакомстве с чем-то новым.
Иногда на них сразу ставят клеймо – невозможных детей и начинается странствия из школы в школу, от учителя к учителю. Облегчение наступает, когда на их пути встречается взрослый, способный спокойно воспринимать такие особенности ребёнка, активно использующий физкультминутки на уроке.
И тогда, довольно скоро – ребёнок успокаивается и начинает радовать и себя и окружающих.
Эта статья была полезна для вас? Если да, тогда поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на наш канал.
Светлана Смирнова, #детский психолог