Продолжение.
К подготовке к званию офицера в немецкой армии относились очень серьезно. В первую очередь учитывались опыт и практические навыки. А также воспитание и умение контролировать себя. Вплоть до того, что кандидат в офицеры, какой-нибудь "фанен-фельдфебель", помимо отличных рекомендаций и прохождения всех курсов обучения должен был несколько месяцев прослужить слугой-официантом в офицерском собрании.
Это делалось для того, чтобы он усвоил манеры офицеров, их традиции общения с равными, нижестоящими и вышестоящими по званию. Немецкие офицеры составляли своеобразную замкнутую корпорацию со своими моральными устоями и правилами поведения. Социальная дистанция между офицерами и рядовыми в Вермахте была значительно больше, чем в Красной армии.
Например, в Красной армии рядовой красноармеец мог запросто обратиться - "товарищ капитан", к командиру своей роты. В Вермахте такое обращение напрямую к офицеру, командиру роты, было скорее исключением из правил. Простой "шютсе" (стрелок) мог обращаться к нему только виде письменного рапорта или передать свое обращение через унтер-офицера, командира своего отделения.
В немецкой армии вообще офицеры редко отдавали приказы рядовым солдатам. Для организации исполнения распоряжений офицеров существовали умелые и опытные унтер-офицеры - ефрейторы и фельдфебели. Недаром один из создателей немецкой армии И. фон Шарнхорст любил говорить: "Становой хребет армии - это ее унтер-офицерский корпус!"
К сожалению в Красной армии традиционно сержанты очень часто не воспринимались рядовыми как командиры и начальники. Неоднократно отмечались случаи, когда опытные солдаты-старослужащие могли, услышав приказ сержанта, послать последнего "на три буквы". Они боялись только офицеров. А те не могли видеть всего, что творится в роте. Да и офицеры зачастую смотрели на такое безобразие "сквозь пальцы".
И сержанты нередко сами боялись идти на обострение отношений с рядовыми солдатами. Ведь в отличие от офицеров, которые жили с семьями в военных городках, сержанты постоянно жили и ночевали рядом в целой сотней рядовых солдат в одной казарме. Ну, вы меня понимаете?..
В отличие от Красной армии в Вермахте унтер-офицеры получали приличное жалование, как правило, имели семьи и жили не в солдатских казармах, а в своих домах или на съемных квартирах. За неподчинение унтер-офицерам в немецкой армии следовало такое-же строгое и неумолимое наказание, как и за отказ выполнять приказ офицера.
Последующая карьера в Вермахте получивших звание офицера также зависела от наличия вакансий офицерских должностей. Но при этом получение более высокого звания и занятие более высокой должности основывалось на жестком отборе на 2-3 месячных курсах, которые вели офицеры-ветераны соответствующего звания и с большим боевым опытом.
На этих курсах нужно было показать умение за короткое время принимать оптимальные тактические решения по условиям сложных "вводных", приближенным к реальным ситуациям на поле боя. Каждому соискателю давалось задание решить свою конкретную "оперативную задачу". Во время экзаменов не было никаких поблажек. Списать у соседа по столу было невозможно.
За время обучения офицеры должны были показать умение налаживать связь и координировать свои действия с другими родами войск, например с артиллерией, танками или авиацией. Из десяти гауптманов (в Красной армии - капитанов), претендентов на повышение в звании, майорами обычно становились не более 4-5...
Хорошо продуманная система подготовки давала свои плоды. В целом уровень подготовки офицеров в Вермахте был выше, чем в Красной армии. Во время войны хорошо подготовленных кадровых офицеров в Вермахте старались беречь. В атаку немецких солдат чаще всего водили унтер-офицеры. А командиры взводов и рот координировали ход боя со стороны, наблюдая в бинокль.
В Красной армии в отличие от Вермахта и войск СС во время боя младшие офицеры чаще всего были на передовой, вдохновляя своим примером солдат. И поднимать в атаку зелегшую под огнем противника роту должны были не сержанты, а младшие офицеры. Поэтому зачастую и их повышение в звании происходило не только с повышением знаний и боевого опыта, но и "методом естественного отбора"
Очередных званий, капитанов или майоров становились те, кто просто остался в живых.
В Красной армии в мирное время для офицеров в этих званиях открывался путь в военные академии, где они в течении нескольких лет получали законченное высшее военное образование.
Например, академия им. Ворошилова специально готовила старших офицеров - штабных работников. Военно-воздушная академия им. Жуковского специализировалась на подготовке будущих командиров эскадрилий и авиационных полков и т. д..