Полёт в космос для съёмок фильма - это уже реальность. Экипаж, в составе которого были кинодеятели Клим Шипенко и Юлия Пересильд, не так давно вернулся с орбиты. Отснятые там кадры должны войти в фильм "Вызов", который планируется к показу в 2023 году. Но всё же сейчас все остальные фильмы о космосе снимаются на Земле.
То, что Юлия делала в настоящей невесомости, съёмочные бригады других фильмов создают на площадках. Невесомостью, вакуум, скафандры и многое другое для хорошего кадра - это спецэффекты и сценарный реквизит. И снять всё это нужно так, чтобы зритель поверил, что действие происходит в космосе.
Вот и решил я посмотреть, как же снимают кино о космосе сейчас. Для этого взял три популярных фильма, в которых космос играет главную роль и поискал информацию о съёмках.
Гравитация (7 Оскаров, 5 Сатурнов, 2013 год)
Случилось это на земной орбите. Пока корейские космические мусорщики готовились спасать планету, американский челнок разнесло обломками спутника. Снова виноваты русские... Но фильм не о том, как Роскосмос затирает следы хохломы на орбите. Голливудские киношники смогли показать зрителю шикарную камерную драму о выживании астронавтов. Ни связи с Землей, никаких надежд на спасение, никаких третьих лишних.
Причём слово "камерная" в описании использовано не зря. Сандру Буллок и Джорджа Клуни на самом деле не только засунули в скафандры, но ещё и подвесили на тросах в специальной комнате размерами 6х6х6 метров, где все стены, пол и потолок были сделаны телевизионных панелей.
Получился этакий "световой короб", на экранах которого транслировали нарисованный айтишниками космос. В результате 80% всего фильма сделано с помощью компьютерной графики, а из "живых" сцен только Сандра, выползающая на морской берег в финале.
Марсианин (14 заявок на Оскар и Сатурн, 2015 год)
Не только русские "косячат" в космосе. Американцы вон вообще одного из своих на Марсе оставили. Как обычно - "Хьюстон, у нас проблемы"... О них читателям рассказал Энди Вейер в романе "Марсианин", а потом показал Ридли Скотт в кино.
Личное мнение: книга гораздо интереснее. В ней больше именно научной фантастики, а в фильме больше приключений.
Ситуация была такая: "Арес-3" попал в песчаную бурю и американцам пришлось спешно оставить красную планету, по-афганской привычке бросив там всё оборудование. Ну и биолога Марка Уотни ветром унесло... Придя в сознание, Уотни обнаруживает себя не только Мэттом Дэймоном, но ещё и марсианином с хорошим запасом продовольствия. Задача - выжить 4 года на одной картошке.
Думаю, Мэтт Дэймон пару раз точно позавидовал Сандре и Джорджу. Было это в те моменты, когда в скафандре ему приходилось бродить по иорданской пустыне, игравшей в этом фильме Марс. 5 недель длилась эта "робинзонада" и всё это время Мэтт и съёмочная группа работали при температуре около 35 градусов Цельсия. А вот красивые пейзажи Марса и гонки на вездеходе снимали уже на зелёном фоне в павильоне в Венгрии.
Для того, чтобы показать низкую гравитацию Марса, Дэймона снимали с частотой 48 кадров в секунду, а воспроизводили уже с частотой 24 кадра. Это позволило замедлить его движения, как будто он и в самом деле легко и воздушно передвигается по Марсу с его 40% от земной силы притяжения и весит не 100 земных, а 60 марсианских кг (вместе со скафандром).
К звёздам (наград не заслужил, 2019 год)
Что может быть лучше Брэда Питта в скафандре? Только Сандра Буллок без скафандра. Эту прописную истину режиссёр Джеймс Грэй не понял и отправил Питта "К звёздам".
Говорили же ему, что новый "Контакт" снять не получится. Вот и не получилось. Вы меня извините, но... гонки с лунными пиратами, обезьяны-убийцы на космическом корабле, загадочные всплески нептунской энергии, от которых повреждаются земные электросамокаты... это всё несерьёзно. Фильм драматический, а в него впихнули "космических ковбоев".
Но, в отличии от сценарной логики, к съёмкам космоса Грэё подошёл серьёзно. И не стал злоупотреблять компьютерной графикой: корабли, планеты, почти всё звёздные фоны сделаны с помощью макетов по заветам Стэнли Кубрика - именно такие методы он практиковал в "Космической одиссее 2001". Но это, пожалуй, единственный плюс всей этой космо-ковбойской истории. Никакущая фантастика, но хорошая драма, которую вполне можно было снять без космических фантазий.
Подписаться на ПроЧтение можно здесь, в Дзене, а можно в ВК - в Телеграм - в Фейсбук